След героя на Городокской земле

Актуальное

 «Мы не помним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти — не символический, а реальный. Наше исследование обращено ко всем, обязанным солдатам войны жизнью, — чтобы помнили…» Это выдержка из научно-исследовательской работы «След на Городокской земле: А.П. Маресьев» ученика СШ № 1 г. Городка Алексея Королькова, которую он написал под руководством учителя Ю.М. Зеленина. С некоторыми сокращениями, обусловленными ограниченностью газетной площади, мы публикуем этот труд на страницах нашей газеты.Maresev

Маресьев — он же Мересьев

 «Наверное, сейчас мало кто из молодых людей ответит, кто такой Алексей Маресьев. А ведь целое поколение 60-80-х годов воспитывалось на его примере. Сам Алексей Петрович Маресьев (на снимке) однажды о себе сказал: «Я человек, а не легенда! В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, меня очень расстраивает».
Еще во время войны вышла книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», прототипом главного героя которой стал Маресьев (автор изменил только одну букву в его фамилии). В 1948 г. по книге на «Мосфильме» был снят одноименный кинофильм.
В 1940 г. Алексей окончил Батайскую военную авиационную школу летчиков. С августа 1941 г. лейтенант Маресьев — в действующей армии. По март 1942 г. сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 г. — в 580-м ИАП; с июля 1943 г. по апрель 1944 г. — в 63-м Гвардейском ИАП.
К концу марта 1942 г. летчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант Маресьев в воздушных боях сбил  четыре самолета противника. 4 апреля 1942 г. в бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) его самолет был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток летчик пробирался к своим войскам.
После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в  феврале 1943 г. совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт и в июне 1943 г. вернулся в строй. Во время боев на Курской дуге — заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка (3-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) гвардии старший лейтенант А.П. Маресьев сбил еще три самолета противника. На счету А.П. Маресьева 87 боевых вылетов и восемь сбитых вражеских самолетов.
Награды А.П. Маресьева: ордена Ленина и Трудового Красного Знамени (по два), Октябрьской революции, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, Красной Звезды, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством» III степени, многочисленные медали и иностранные ордена. 25 августа 1943 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза».

Вспоминают старожилы

  «Ведя краеведческую и исследовательскую работу, мы обнаружили воспоминания жителей деревень Сечёнка и Фролово Городокского района, освобожденных в декабре 1943 г., записанные еще в далекие 1970-е. Нас удивило, что до нынешнего дня эти воспоминания (приводим без редактирования) не были увязаны с теми предположениями, которые у нас возникли сразу же, как только мы ознакомились с ними.
Вот что вспоминает Н.В. Марачёв: «Я был на фронте. Вернулся домой, а мои близкие рассказывали, что после освобождения Вышедок на этом поле был аэродром. Самолеты летали бомбить фашистов под Витебском. Много самолетов было подбито, летчики ранены. Часто не дотягивали до аэродрома. В болоте и сейчас несколько самолетов сгинуло. Бабы уже были в Сечёнке, и моя тоже. Лучше расскажут. Тут и ремонтировали самолеты. И нам кое-что в колхоз перепало, когда летчики ушли на другой аэродром».
Воспоминания И.М. Прищепова: «Во Фролове располагался военный аэродром, и был расположен в деревне Фролово военный госпиталь. Во Фролово на дороге в Корнилы было братское кладбище (шесть могил). Их перезахоронили. В могилах были захоронены летчики с Сечёнского аэродрома».
А вот что вспоминает А.А. Марачёва: «Мы спасалися с ребятами в лесу. Как нас освободили, пришли в деревню. Считай, одна осталася — всех людей пожгли, а хаты пустыя кинули. Во и перебралися из лесу сюда. Ничога не было. Летчики жили тоже в наших домах. Мне показал наш постоялец, да и все знали и видели его, того летчика, что был без ног и летал на самолете немцев бить. Забылася яго фамилию, знать Марусин …
— Может, Мересьев?
— Можа и так. Забылася, как правильно сказать. Только бабы бывалоча плачут, как увидят яго. Невысокий такой, коренастый. Все уразвалку ходил. Во и Маруська знает, и Ганна тоже помнит».
И мы сделали предварительные выводы о том, что, во-первых, военный аэродром в  урочище Сечёнка был и в годы войны использовался военными летчиками. А во-вторых, возможно А.П. Маресьев, если это, конечно, был он, совершал приземления на аэродроме в Сечёнке. К сожалению, ни Городокский краеведческий музей, ни Витебский областной музей не располагают какой-нибудь информацией по вопросу о Сечёнском аэродроме.
Поэтому мы поставили перед собой задачу: доказать или опровергнуть предположение (а таковое имеет место быть в нашем районе) о возможном приземлении Маресьева А.П. в Сечёнке. И это важно тем более, что 2014 год — год 70-летия освобождения Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. И хотелось бы внести свой вклад в дело освещения событий, связанных с Великой Отечественной войной. Этот вопрос — дело нашей чести».

В городокском небе

  «С 13 по 21 декабря 1943 г. войска I Прибалтийского фронта (в составе которого был и  63-й ГИАП, где служил А. Маресьев) проводили Городокскую наступательную операцию. «… отличились в боях: гв. к-н И.М. Безруцкий; ст. л-т А.П. Маресьев — Герой Советского Союза». Витебская наступательная операция войск I Прибалтийского и Западного фронтов… с 3.02. по 13.03.44 г. … войска фронтов вышли на рубеж: Горбачи, Гурки, Боровлянка, Кончане, Новосёлки, Скуратово, Шеляги. А теперь прочтите еще раз воспоминания жителей деревень Фролово и Сечёнка…
На наш взгляд, благодарственное письмо А. Маресьева в адрес Городокского района по случаю 20-летия освобождения г. Городка тоже косвенно подтверждает факт, что А. Маресьев мог совершать посадку на аэродроме Сечёнка: «…Город Городок я очень хорошо запомнил еще в годы Великой Отечественной войны… В те дни мы прикрывали боевые операции наземных войск за освобождение г. Городка и не пускали врага в «Городокское небо».
В книге М.Ю. Быкова «Победы сталинских соколов» мы также нашли факты, касающиеся нашего предположения: «…15 декабря 1943 г. восемь истребителей под командованием гвардии капитана И.М. Березуцкого провели воздушный бой с 25-ю пикировщиками Ju-87, шедшими под прикрытием шести истребителей FW-190. Со второй атаки Иван Березуцкий сбил один «Юнкерс», другой поджег Алексей Маресьев…». «…В одной из лобовых атак самолет Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и произвел посадку на своем аэродроме…».
Таким образом, изучив все факты, которые оказались нам доступны, мы делаем предварительный вывод: А.П. Маресьев мог совершать приземления и взлеты с аэродрома в урочище Сечёнка.
Окончательный вывод можно будет сделать только после того, как мы свяжемся  с ЦА МО РФ в г. Подольске Российской Федерации. И мы отправили письмо с нашим запросом, надеемся на скорый результат.
Хочется отметить, что после тяжелых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А.П. Маресьева, вновь сумели подняться в воздух еще, по меньшей мере, восемь человек. Из них семеро были летчиками-истребителями: майор Л.Г. Белоусов, майор А.Ф. Белецкий, гвардии полковник А.И. Грисенко, гвардии капитан З.А. Сорокин, старший лейтенант И.М. Киселёв, гвардии капитан Г.П. Кузьмин, гвардии подполковник И.С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И.А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.
Мы просто обязаны были сделать эту работу, чтобы воздать должное поколению победителей, чтобы хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью, которой они дорожили, за любовь к людям, жизнь которых они защищали, за свет их душ, мудрость и доброту».
Подготовила Светлана ЯКОВЛЕВА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *