Устройство иконостаса

Актуальное

  Люди, нечасто посещающие церковь, не все понимают в храмовом устройстве. Вот и наша подписчица Лидия Романовская поинтересовалась, как разобраться, что представляет собой иконостас, кому посвящены те или иные иконы? На этот вопрос отвечает иерей Стахий Киселёв.stahii

  — Расскажите, пожалуйста, что такое Царские Врата?
— Устройство иконостаса предполагает в центре, напротив престола, расположение Царских Врат. Слева от них, напротив жертвенника, — северные двери для выхода священнослужителей и их помощников, справа — южные. Изнутри привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Ее открытие  изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.
  — Можно ли предположить, что иконостас — это попытка представить человеку историю сотворения мира?
— Отчасти, ведь иконостас украшается иконами в несколько рядов. Крайним образом справа в нижнем ряду является храмовая икона, символизирующая праздник или святого, в честь которого освящена церковь. Слева — «икона местного ряда». Она указывает, какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских Вратах размещены иконы Благовещения и евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними — икона «Тайная вечеря». Справа — большая икона Спасителя, слева — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных дверях — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы).
Второй или Деисусный ряд более сложен и символизирует моление Церкви ко Христу. В центре находится изображение «Спас в силах». Справа — образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божией Матери «Заступница». Справа и слева от этих икон — изображения архангелов, пророков и угодников.
Третий, «праздничный» ряд —  исторический — знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона  — Рождество Пресвятой Богородицы, далее — Введение в Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.
Четвертый ряд — пророческий, он вводит нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и Деве, от которой родится Христос. В центре находится икона Божией Матери «Оранта» или «Молящаяся».
Иконы пятого, «праотеческого», ряда отсылают нас к событиям еще более давним. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре ряда — «Ветхозаветная Троица» — символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения. Выбор изображаемых праотцов произволен. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.
Подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах,  число рядов может быть уменьшено до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими Вратами.
— Какое место в храме является самым святым?
— Алтарь, символизирующий Царство Небесное и ограждаемый от основного помещения для прихожан иконостасом. Возвышенность алтаря подчеркивается его приподнятостью над уровнем, на котором находится основное помещение храма для прихожан. Отделение алтарной части символизирует отделение Божественного и земного начал. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Верующие стоят лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.
Светлана ЯКОВЛЕВА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *