Электронные сервисы МНС

Актуальное Слово специалисту

  Жизнь в современном обществе неразрывно связана с информационными технологиями. Компьютеры, интернет, различные гаджеты стремительно вошли в нашу жизнь. Успешность и конкурентоспособность в профессиональной сфере и бизнесе во многом зависят от способности эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций.nalog
Уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в области государственного управления свидетельствует об уровне развитии страны в целом. В Республике Беларусь уделяется большое внимание развитию электронных услуг государственных органов. Закон Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 113-3 (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.05.2013 г. № 27-3, от 23.10.2014 г.) «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» устанавливает правовые основы применения электронных документов, условия использования электронной цифровой подписи.
Налоговая служба Республики Беларусь начала предоставлять электронные сервисы в 2009 г. с внедрением системы электронного декларирования. С тех пор спектр электронных услуг значительно расширился и стал доступен не только субъектам хозяйствования, но и физическим лицам.
Сегодня в сети Интернет Министерство по налогам и сборам представлено следующими ресурсами:
— сайт htpp://www.nalog.gov.by/
— портал htpp://www.portal.nalog.gov.by
— портал электронных счетов-фактур htpp://vat.gov.by/mainPage/.
— канал МНС на популярном видеохостинге YouTube.
Подробное знакомство с сервисами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь начнем с сайта htpp://www.nalog.gov.by/. Здесь вы найдете много полезной и интересной информации: структура и режим работы налоговых органов, контактные данные и телефоны для консультаций, графики выездных приемов, разъяснения законодательства. Сможете принять участие в проводимых опросах и обсуждении законопроектов. По наиболее востребованным темам созданы рубрики с подборкой всех необходимых документов. Не забудьте посетить региональную страницу Витебской области htpp://www.nalog.gov.by/ru/imns_vo_ru/. Также на сайте работают сервисы:
— налоговый калькулятор — калькулятор расчета подоходного налога с физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями;
— электронное обращение — возможность обращения в любой налоговый орган республики непосредственно с сайта.
Сайт содержит общедоступную информацию, для доступа к которой регистрация не требуется. Большинство электронных сервисов, таких как система электронного декларирования и сервис «Личный кабинет» портала МНС подразумевает обмен электронными документами, обязательный реквизит которых электронно-цифровая подпись.
Для электронного документооборота с инспекциями МНС Республики Беларусь необходимо наличие у плательщика электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Поддерживаются сертификаты открытого ключа, изданные республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (РУП «Национальный центр электронных услуг»). А значит, для электронного взаимодействия с налоговыми органами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо зарегистрироваться в качестве абонента в одном из регистрационных центров данного предприятия. Более подробную информацию можно узнать на http://nces.by/pki/,htpp://pki.by/.
Доступ в «Личный кабинет» физическим лицам осуществляется по идентификационному коду и паролю. Услуга бесплатная. Для получения идентификационного кода и пароля необходимо посетить любую налоговую инспекцию. При себе иметь паспорт. Для экономии времени на внесение ваших реквизитов в базу данных вы можете предварительно заполнить заявку на портале htpp://www.portal.nalog.gov.by/web/nalog/user_registration_form.
После получения идентификационного кода и пароля для доступа в «Личный кабинет», рассылка извещений на уплату имущественных налогов почтой будет прекращена. Все извещения будут направляться через «Личный кабинет» и, при указании в заявке адреса вашей электронной почты, дополнительно по электронной почте. Кроме электронных извещений вам станут доступны и другие сервисы.
Самый востребованный сервис — предоставление деклараций в форме электронного документа. Бухгалтеры с большим стажем работы помнят очереди к налоговому инспектору 20 числа каждого месяца. Сейчас это в далеком прошлом. Для сдачи деклараций не надо идти или ехать в налоговую инспекцию. Семь дней в неделю, 24 часа в сутки это можно сделать удаленно через сеть Интернет. Декларации в форме электронного документа можно подать с использованием программы АРМ «Плательщик» или на портале Министерства по налогам и сборам с использованием сервиса «Личный кабинет».
Несомненные преимущества:
— экономия времени, т.к. нет необходимости посещать налоговую инспекцию;
— упрощение подготовки налоговой отчетности, т.к. осуществляется автоматический контроль заполнения показателей;
— оперативное обновление форматов представляемой отчетности;
— оперативное получение итогов контроля сведений, указанных в декларации, налоговым инспектором, в случае нахождения ошибок — предоставление уточненной декларации;
— возможность просмотра ранее переданной декларации.
Функции АРМ «Плательщик» по предоставлению бухгалтерской отчетности шире «Личного кабинета», дополнительно предусмотрено ведение бухгалтерских регистров и заполнение деклараций на их основании. Кроме деклараций АРМ «Плательщик» позволяет формировать и предоставлять в электронном виде другую бухгалтерскую отчетность: баланс, книгу покупок, отчет о прибыли и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об использовании/уничтожении акцизных марок и другие.
Электронное взаимодействие инспекции и плательщика включает не только возможность предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности. Ваше обращение получите тоже в электронном виде. Заметим, ответы на заявления на осуществление административных процедур придут в «Личный кабинет» на портал, независимо от того, каким сервисом вы пользовались при направлении заявлений.
В разделе «Заявка на документы» вы можете оформить заявку на следующие документы:
-сведения о недоимках, переплатах и пене на определенную дату;
— справка о расчетах с бюджетом за период;
— выписка из лицевых счетов за период, о проведенных зачетах за период;
— реестр платежей, внесенных в лицевой счет за период;
— извещение на уплату земельного налога на недвижимость на дату;
— постановление о приостановлении операций по счетам плательщика на дату;
— постановление об отмене постановления о приостановлении операций по счетам плательщика за период.
Документ будет сформирован автоматически и предоставлен вам буквально в течение двух минут после оформления заявки. Возможность предоставлена всем плательщикам, имеющим доступ в «Личный кабинет» — как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам.
Эти документы не содержат электронной цифровой подписи сотрудников налоговых органов. Если вам необходимы юридически значимые электронные документы, то их следует получать с использованием системы электронного декларирования.
Следующая информация будет особенно полезна субъектам хозяйствования, осуществляющим внешнеэкономические сделки с резидентами государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).
Для автоматизации формирования данных о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с целью подготовки и предоставления в налоговые органы заявления, соответствующего установленной МНС форме, плательщикам предлагается программное обеспечение АРМ «Плательщик ТС». Скачать его можно с сайта МНС, раздел «Программное обеспечение» (htpp://www.nalog.gov.by/ru/arm-platelschik/). Там же находится подробное руководство пользователя.
В разделе портала «Работа с документами ЕАЭС» плательщику предоставлена возможность уточнить, на каком этапе обработки в системе (в каком состоянии) находятся его заявления, а также загруженные в базу данных МНС заявления из стран ЕАЭС. Для поиска заявлений необходимо указать код страны покупателя, регистрационный номер заявления, дату регистрации.
Подобные сервисы предоставлены и налоговыми органами других государств. Например, на официальном сайте Федеральной службы России, плательщикам предоставлена возможность проверить своих контрагентов по внешнеэкономическим сделкам во взаимной торговле:
— «ЕАЭС. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов», http://service.nalog.ru/blrl.do;
— «Открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях», htpp://service.nalog.ru/io-info.do;
— «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», htpp://egrul.nalog.ru/;
— «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов (311-П, 365-П)».
Не менее полезны следующие возможностях портала:
— расписание личного приема граждан руководством МНС и региональных инспекций. Просмотр доступен всем посетителям сайта, возможность самостоятельной записи на прием в соответствии с графиком только пользователям «Личного кабинета»;
— оплата налогов через интернет-банкинг Альфа-банка, Беларусбанка, Белгазпромбанка, Белинвестбанка -доступно пользователям «Личного кабинета»;
— доступ в единую информационную базу данных контролирующих (надзорных) органов для просмотра информации по отнесению к группе риска на основании проставленным критериям по всем контролирующим органам. Доступ по ключу ЭЦП;
— предоставление в МНС заявлений в электронном виде для получения лицензии по игорному бизнесу. Заявление подписывается ЭЦП;
— поиск в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Доступен всем посетителям сайта;
— поиск сведений из Государственного реестра плательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), не составляющих налоговую тайну. Доступен всем посетителям сайта.
Услуга «Центр информирования» предназначена для получения информации, направляемой инспекциями МНС на электронную почту — доступна все плательщикам. Наличие ЭЦП не требуется.
Это может быть рассылка информации о новшествах законодательства, сообщения о предстоящих семинарах, напоминания о приближении сроков предоставления деклараций и уплаты платежей, уведомление о направлении сообщения в «Личный кабинет» (для обладателей ЭЦП).
Для подключения к сервису необходимо предоставить в налоговую инспекцию заявление произвольной формы с указанием адреса электронной почты (е-mail) и обязательство провести организационные и технические меры по установке доверия к почтовому серверу МНС (добавить электронный адрес инспекции МНС, с которого будут приходить сообщения, в список контактов и, в случае использования собственного почтового сервера, добавить почтовый сервер МНС nalog.gov.by в список доверенных почтовых серверов).
Портал htpp://vat.gov.by/ предназначен для работы с электронными счетами-фактурами по налогу на добавленную стоимость, механизм функционирования которых введен с 1 июля 2016 г.
Кроме необходимых действий по выставлению счетов-фактур и управлению вычетами по входящим счетам-фактурам, плательщикам предоставлен функционал для проведения камерального самоконтроля, мониторинга сделок.
Наличие на портале актуальных описаний хml-документов и xsd-схем позволяет плательщикам автоматизировать процесс создания электронных счетов-фактур в учетной системе предприятия на основании первичных документов.
Плательщикам предоставлены также web-сервисы пакетной обработки электронных счетов-фактур.
Нина СУШКОВА,
заместитель начальника ИМНС Республики Беларусь по Городокскому району.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *