Из Кыргызстана — в Беларусь, поклониться аксакалу

Актуальное Социум

  Путь длиной почти в пять тысяч километров проделали 12 внуков красноармейца Исмара Лирова. Из Кыргызстана приехали они на воинское захоронение в д. Новые Вайханы, чтобы по мусульманскому обычаю вознести молитву на могиле родного аксакала. С тех пор, как в 1942 году он ушел на фронт, семья — дома он оставил жену с двумя малыми сыновьями и дочерью — не имела о нем никаких сведений. Ни одного письма, одна черная похоронка… Многие годы родные томились неизвестностью о главе семьи, и только несколько лет назад им удалось установить, что Исмар похоронен на белорусской земле.kirgizy

  Навестить могилу отца было самым большим желанием его сыновей, но ему не суждено было сбыться: помешали состояние здоровья, а затем и уход из жизни. Но наказ отцов позвал в дорогу внуков и, отложив свои дела, собравшись вместе, они приехали в Беларусь.
Обычные скромные люди, большинство из которых, как и когда-то дед, занимаются земледелием, сдержанные в проявлении чувств, они, тем не менее, признались:
— Приехали в Городок вечером 18 сентября, остановились в гостинице. Очень трудно было переночевать, зная, что с местом последнего приюта дедушки нас разделяют всего несколько километров. Едва рассвело, самые нетерпеливые из нас поехали на захоронение, поговорили с местными старожилами. Они показали нам разрушенное здание школы в Остравлянах, где был прифронтовой госпиталь, вспомнили, как умерших от ран солдат хоронили в братской могиле.
Исмар Лиров, 1905 года рождения, уроженец Ысык-Атинского района Киргизской ССР, призванный в ряды Красной армии Кантским РВК в 1942-м году, по сведениям военного комиссариата Городокского района, умер от ран в январе 1944 г. в 457-м отдельном медико-санитарном батальоне 381-й стрелковой дивизии в д. Остравляне.
Чуть позже всю неофициальную делегацию из Кыргызстана в сопровождении ведущего специалиста по социальной защите и пенсионному обеспечению Городокского РВК Елены Захаровой на воинском захоронении в Новых Вайханах встретил и.о. председателя Вайханского сельисполкома Д.И. Бровко (на снимке). Гости провели на могиле поминальный обряд по своим обычаям. Притихшие и расчувствованные, читали фамилии на мемориальных плитах захоронения, где покоится более двух тысяч освободителей Городокщины.
Братья Лировы по национальности — дунгане. Легенда объясняет происхождение этнонима «дунгане» так: Чингисхан, проходя с войском по перевалу Сан-Таш, повелел, чтобы каждый воин положил по камню в общую груду. На обратном пути каждый переложил по камню из одной груды в другую. Она оказалась много меньше первой. Печально воскликнул Чингисхан, показав на остатки первой груды: «Это те, кто навеки остался на полях битвы!» «Оставшиеся» — «турган» по-тюркски, а в китайском произношении: «дунган». Их потомки и есть нынешние дунгане.
В общем понимании все население Кыргызстана — киргизы. На полях сражений Великой Отечественной осталось 26,6 тысяч киргизов-военнослужащих. Война не докатилась до их домов, но они защищали и освобождали нашу общую Родину — Советский Союз.
— Нет плохих народов, нет плохих религий, — убежденно утверждали 12 мужчин. — Простые люди хотят жить в мире и дружить. Мы рады, что Кыргызстан вступил в Таможенный союз, это будет способствовать развитию и укреплению экономических связей между нашими странами.
Положено начало культурным контактам: перед гостями распахнулись двери Городокского районного краеведческого музея. Его директор Тамара Иванова провела экскурсию по всем залам, во время которой Лировы проявляли живой интерес к традициям белорусов, истории края, за который отдал жизнь их дед,  особенно к Городокской наступательной операции 1943 года. Белорусские сувениры из Дома ремесел и фольклора останутся в их семьях на добрую память, как и снимки, сделанные на улицах Городка.
Светлана ЯКОВЛЕВА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *