Езерищенский край — источник вдохновения и любви Г.И. Касперович к этнологии

Актуальное Штрихи к портрету Это интересно

На протяжении всей истории у людей существовала и существует потребность в знании своих истоков, традиций, обычаев, культуры. Это знание дает возможность ориентироваться в жизни, чувствовать себя в ней уверенно. Сейчас очевидным является факт процесса глобализации. Модернизация, интеграция делают национальные границы размытыми. Поэтому проблема «идентичности», осознания своей принадлежности к нации играют актульную роль в становлении личности. Человек сам выбирает те умения, качества и ценности, которыми он хотел бы обладать. Поиск ответа на вопрос, кто мы такие, чем отличаемся от «других», желание отделиться, самоопределиться развивает духовный мир и формирует историческую память.
Изучению этих процессов посвятила свою жизнь Г.И. Касперович, известный белорусский этнолог, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела народоведения ГНУ «Центр исследований белорусской культуры, языка, литературы НАН Беларуси», которая жила и работала в г.п. Езерище. Наш край стал истоком любви Галины Ивановны к этнографии.Kasperovich
Вспоминая свое детство, Галина Ивановна рассказывала: «Действительно, Езерищенский край родил любовь и вдохновении к этнологии. Мой папа, Данилов Иван Сергеевич, был директором школы и преподавал географию. Меня, маленькую, он брал в походы, поездки. Мы часто знакомились и беседовали с интересными людьми. Ездили в Киев, Ленинград, Москву. Все яркие впечатления детства отразились на выборе профессии. В школьные годы оказывали шефскую помощь колхозу: копали картошку, теребили лен, досматривали овечек. Мы перенимали тот стереотип поведения, который был у наших предков. А человек, зная свои традиции, обычаи, перенимая их, чувствует себя хорошо. А когда профессионально стала заниматься исследовательской деятельностью, то часто ездила в научные экспедиции. Фундаментальной темой для меня стало изучение русско-белорусского пограничья».
В интервью газете «Звязда» от 7.04.2005 г. № 60 Г.И. Касперович рассказывала: «Мне часто приходилось исследовать русско-белорусское пограничье. Для меня настоящим открытием было то, что люди с одной и с другой стороны были одаренные, интеллигентные. В анкете мы предлагали назвать отличительные черты своего и соседнего народа. Ни русские, ни белорусы не выказывали неуважения и порицания к своим соседям. По-дружески относятся друг к другу. Хотя исторически сложилось так, что длительное время, находясь на территории разных государств, жители пограничья оказывались в самом центре конфликтов между государствами. Однако взаимной вражды у них никогда не было. Воевали княжества и люди власти. А простые люди всегда хотели жить в мире и согласии с теми, чья речь понятна, кто хочет верить в одного Бога.
На пограничье наблюдается синтез двух похожих, и все же разных культур, их взаимовлияние. Например, день поминовения предков — Радоница, в Беларуси объявлен выходным днем. В России этот обычай распространен только локально, и места его наиболее активного распространения — пограничные с Беларусью районы. Еще наблюдение, возможное только на пограничье: в анкете мы предложили респондентам назвать национальные блюда русской и белорусской кухни. Так вот, некоторые жители белорусского пограничья исконно белорусскими назвали расстегаи и кулебяку, а на российском пограничье считают русской национальной едой драники, бабку, комы.
Также присутствует диалект пограничья. Но это разговор о «простом» языке, на котором разговаривают в основном пожилые люди. С литературным языком ситуация другая. Понятно, что русским языком, который был средством межнационального общения, а сегодня в Беларуси является одним из государственных, на белорусском пограничье владеют 100% населения. А вот данные по пограничью с российской стороны: белорусский язык отлично понимают 70% опрошенных, но не разговаривают на нем. Большую роль здесь играет школа. В годы Советского Союза в белорусские школы ходили ученики соседних российских деревень. Они тогда разговаривали на более чистом белорусском языке, чем некоторые белорусы-горожане. Теперь, с введением границы между независимыми государствами, такое в принципе невозможно. Но, как показали исследования, в последнее время культурные связи возрождаются, что очень радует.
Кроме научных знаний, наше исследование имеет и практическую пользу. Население пограничья стареет и умирает. Уменьшается число детей в общем количестве жителей, поэтому требуется срочное принятие социальных и других решений правительства».
При непосредственном участии Г.И. Касперович была широко развернута работа по исследованию этноконтактных территорий Беларуси с Россией, Украиной, Польшей, выявлению, сохранению и популяризации этнокультурного наследия в национальных парках Беларуси и России.
В 90-е годы ХХ века, когда шел процесс становления и формирования нашего суверенного независимого государства, для общества, науки, власти, просвещения требовалась подробная монография, которая раскрывала бы основополагающие вопросы происхождения народа или его этногенез, культуру, развитие в новых условиях. Так было задумано издание 10-томной серии «Белорусы». Галина Ивановна приняла участие в создании двух коллективных томов этой серии. Исследовала вопросы этнической истории нашего народа в новейшее время, в ХХ в., а также написала раздел об истории православных братств от ХV до ХХl в.
Галина Ивановна утверждает: «Те десять томов не живут отдельной жизнью, не пылятся на полках, где на них никто не смотрит. У нас учатся аспиранты, они несут знания, почерпнутые в этих книгах, на региональный уровень… Везде работают наши выпускники, которые хорошо знают эту серию и… доносят ее своим ученикам, студентам. Нашим источником пользуются в системе образования, в музеях. Это — главное, серия «Белорусы» пошла в народ. Посеянное — прорастает!»
В Езерищенской СШ хранятся книги, подаренные Галиной Ивановной. Одна из них — »Кто живет в Беларуси». Две части этого издания дают полное представление о социальной, материальной и духовной культуре народов, проживающих на территории Беларуси. Книга включает сведения о белорусах, русских, украинцах, поляках, татарах, евреях, цыганах, литовцах, а для контраста — о новых для нашей земли этносах: афганцах, вьетнамцах, корейцах, японцах… Вошла в нее информация о наиболее распространенных в Беларуси конфессиях.
Указом Президента Республики Беларусь за активную подвижническую деятельность Г.И. Касперович присуждена премия «За духовное возрождение». За выдающийся вклад в развитие культуры и науки нашего государства она награждена грамотой Министерства культуры Беларуси, Почетной грамотой Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.
Низкий поклон Галине Ивановне Касперович, которая сохраняет нашу удивительную культуру и — самое важное — дает ответ на вопросы, кто же такие в мире мы, белорусы? Звучит он так: мы — народ, который по праву может гордиться своей историей, традициями и культурой.
Лариса НИКИФОРОВА,
учитель истории Езерищенской СШ.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *