Городокские «путейцы»

Актуальное Штрихи к портрету Это интересно

Зачастую проезжая на поездах, мы в окнах мельком замечаем людей в ярких оранжевых жилетах, пропускающих состав, на минутку оперевшись на свои инструменты. Это монтеры пути, которые в любое время года и погоду следят за состоянием железных дорог, чтобы наши путешествия были безопасными. Сегодня нашу рубрику продолжит рассказ об одном дне из жизни так называемого в народе «путейца».
Монтер пути — одна из самых массовых профессий на железной дороге, требующая сил, выдержки и, честно, оптимизма. Потому что и в метель, и в жару путейцы ежедневно проходят вверенные километры, и быть внимательным к каждому, без преувеличения, болту — дело не из легких. На несколько часов корреспондент «районки» стала монтером пути и узнала о некоторых тонкостях профессии. В тот день, как мне довелось сменить профессию, проводился комиссионный месячный осмотр станции.
— Это процедура контроля соответствия технического состояния объектов инфраструктуры требованиям и нормам в области железнодорожного транспорта, — официально характеризует предстоящее мероприятие начальник станции Городок Александр Хотько. — Каждый месяц в установленный день комиссия проходит пути, выявляет дефекты и определяет сроки их устранения. Сегодня еще повезло с погодой, но даже ливень не повод отменить осмотр.
Прежде чем выйти на железнодорожные пути, мне выдают знакомый всем ярко-оранжевый жилет и проводят инструктаж по технике безопасности. Железная дорога — объект повышенной опасности даже на перроне станции, не говоря уже о самом железнодорожном полотне.PytejciВ называемый железнодорожниками «комиссионный» я отправляюсь в сопровождении электромеханика дистанции сигнализации и связи Дениса Скидана, начальника станции, опытного бригадира пути Сергея Алексеева (на снимке). Первая проверяемая стрелка находится сразу за платформой первого пути, поэтому мое обучение начинается незамедлительно. Положив на рельсы шаблон, Сергей Николаевич замеряет, стандартное ли расстояние между ними. Показывает на пузырек воздуха посередине уровня, что говорит о том, что рельсы равны по высоте.
— Несведущий может думать, что путь неподвижен и статичен, но это гибкая система, — попутно комментирует бригадир. — Особенно это заметно при перепадах температур, когда металл по законам физики начинает сжиматься и расширяться. Да, это всего лишь миллиметры, но они представляют угрозу безопасности движения.
6 июня термометр на станции показывал +24ОС, и было видно, как вдали горячий воздух вибрирует над рельсами. В это время Д. Скидан совместно с дежурным по станции, дистанционно управляющим переводом стрелок, проверяет плотность прижатия ее остряка к рамному рельсу. С шорохом стрелка плавно прилегает к одному рельсу, затем ко второму. Электромеханик замеряет расстояние — строгие два миллиметра.
— Если будет хотя бы четыре, то колесо поезда может попасть в образовавшийся зазор, и состав на полном ходу сойдет с рельсов, — объясняет А. Хотько. — Поэтому в нашем деле важен каждый миллиметр.
И так проверить необходимо все 16 стрелок на двух километрах путей местной станции. В дороге к следующей стрелке у меня начинает кружиться голова от мелькания под ногами шпал. С. Алексеев, не отрывая глаз от болтов, приводит цифры: на каждом километре примерно 1600 шпал, расстояние между ними составляет порядка 20 см. А мы продолжаем дробным шагом переходить от стрелки к стрелке. На ходу специалисты просвещают меня в нюансах своего дела, объясняя, что и для чего нужно. Железнодорожники, выявляя дефекты, сыплют непонятными для новичка словами: башмаки и крестовины, шпиончики и риски, а у одной из стрелок отмечают, что у корня правого остряка необходимо зажать клеммные болты. Закончив осмотр и направившись к станции, члены комиссии решают, что все выявленные недочеты можно устранить в течение пяти дней. А мне остается только удивляться, что они снова и снова будут ежедневно проходить по шпалам до 14 км.
Кажется, что железная дорога — это рельсы да шпалы, скрепленные мощными болтами. Однако это сложная система оборудования, отвечающая за то, чтобы по всем участкам поезд прошел, выражаясь на профъязыке, «без замечаний». Поэтому каждый машинист поезда, заметив у дороги монтеров пути, дает благодарный сигнал приветствия. В этот раз за спокойный проезд нас поблагодарил машинист проходящего поезда Мурманск-Минск.
Анастасия БЕРЁЗА.
Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *