О перспективах развития системы образования

Актуальное

«Ломать сложившуюся систему образования в Беларуси нельзя, но совершенствовать необходимо». Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, заслушивая доклад о перспективах развития национальной системы образования.

№10 пол 2 тема недели

«К вопросам образования мы обращаемся постоянно. Я просто хочу убедиться, насколько реализуются наши решения в сфере образования. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя», — подчеркнул А. Лукашенко. Он не исключает, что при совершенствовании системы образования в школах и вузах придется отказаться от некоторых аспектов. А. Лукашенко поручил усилить практико-ориентированную подготовку, сократить сроки обучения в вузах по многим дисциплинам, обновить учебные программы и учебники.

  Президент также потребовал определиться с необходимым количеством обучаемых в высших учебных заведениях. Однако это поручение не распространяется на экспорт образовательных услуг. Отдельно глава государства остановился на особенностях обучения в бакалавриате и магистратуре. По его мнению, студент должен уходить из вуза уже полностью подготовленным специалистом, а не просто обладающим первоначальными знаниями и навыками. «У нас есть нормальная система образования: человек окончил вуз, получил высшее образование — иди и работай», — сказал Президент. Если дело в зарплате педагогов, которая зависит от количества часов, то, по мнению главы государства, необходимо просто увеличить им зарплату. Зарплаты учителей уже вывели на приемлемый уровень, остальное в руках самих педагогов. Особое внимание глава государства поручил уделить подготовке педагогических кадров. Президент подчеркнул, что необходимо ценить как школьных учителей, так и педагогов в вузах, сколько бы лет им ни было. А. Лукашенко также высказался о проблемных вопросах вузовской подготовки, отметив, что обучение должно быть более практико-ориентированным. Что касается частного вуза или государственного, Президент заметил, что это всего лишь форма собственности, а требования к ним предъявляются одинаковые. «Мы не против частных вузов, но они должны работать не хуже, чем государственные. Нужно соблюдать тот стандарт, который мы сегодня выработали и имеем в Беларуси», — сказал он. Во время совещания также обсуждались вопросы проведения экзаменов после окончания школы, а также централизованного тестирования при поступлении в вузы.

  Президенту доложили об обновлении школьных учебных программ и подготовке новых учебников, трудовом обучении старшеклассников, подготовке специалистов с высшим образованием, реализации направлений государственной молодежной политики, экспорте услуг в сфере образования и заработной плате педагогов. А. Лукашенко заявил, что из школьных программ необходимо убирать все лишнее и приводить их в соответствие с требованиями современной жизни. Президент обратил внимание, что ему приходится каждый день сталкиваться со школьными программами, поэтому он видит все недочеты.

  А. Лукашенко требует усилить трудовую подготовку в школах. По мнению главы государства, трудовое обучение в старших классах не только позволяет школьникам приобрести профессиональные навыки, но готовит их к жизненным, бытовым ситуациям. Нынешнее же поколение с ними едва справляется, считает А. Лукашенко.

  Президент раскритиковал введенный недавно в школах единый день информирования «Школа активного гражданина» (ШАГ). Он отметил, что сам по себе этот проект неплохой, но готовы ли учителя заниматься им. А. Лукашенко высказал ряд критических замечаний и к другим курсам, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности.

  В Беларуси будет единая магистратура для подготовки научно-ориентированных специалистов. Об этом сообщил журналистам министр образования И. Карпенко по итогам доклада Президенту Беларуси о перспективах развития национальной системы образования. «До недавнего дня у нас функционировали два вида магистратуры — научно-ориентированная и практико-ориентированная, — сказал министр. — Сейчас будет один вид магистратуры, нацеленный на подготовку научно-ориентированных специалистов под инновационные, конструкторские разработки, а также под педагогическую деятельность». Определенная работа в этом направлении уже начата. «Мы создали модель такой магистерской подготовки и сейчас работаем над учебными планами, программами. Укрупнены научно-ориентированные, инновационные и педагогические специальности магистратуры», — сказал он. Подписан приказ министра по набору на такие специальности. «В ближайшее время будут сформированы цифры приема в магистратуру как на бюджетной, так и на платной основе. Магистратура должна готовить кадры, которые в перспективе будут влиять на инновационное развитие экономики, на научную сферу и педагогическую деятельность», — резюмировал руководитель ведомства.

  По словам министра образования, особое внимание А. Лукашенко уделил вопросам качества общего среднего образования и содержанию высшего образования в стране.

  В связи с этим И. Карпенко рассказал о некоторых нововведениях. «Мы ввели новую программу, по которой занимаются учащиеся 1-8-х классов. Мониторим процесс внедрения этих программ, использования учебников и сегодня видим, что программы могут быть усовершенствованы, могут еще подправляться те же учебники, мы этот процесс ведем постоянно», — заверил он. Вместе с тем министр видит проблему в том, как реализуется эта программа непосредственно в образовательном процессе, как учитель использует материал и в каких объемах дает домашние задания, как выделяет и преподносит школьникам главные позиции. В министерстве намерены вернуться к рассмотрению структуры учебного плана, обязательного количества часов в неделю в тех или иных классах в системе общего среднего образования. Для общественности не будет революционных потрясений, заранее объявят, какие будут подходы и требования, чтобы была возможность подготовиться к тем или иным изменениям.

  Министр коснулся содержания вузовского образования. «Мы сократили наборы в ВУЗы, они осуществляются в первую очередь под потребности национальной экономики, заказчиков кадров. Если в 2011 г. обучалось 430 тыс. студентов, то сегодня 283 тыс. То есть сокращение произошло ощутимое», — констатировал он. Вместе с тем увеличены наборы на ряд специальностей, которые востребованы в экономике страны, например, в сфере ИТ.

Подготовила Оксана ОСТАШКО