Безопасный ремонт автотранспорта

Качество жизни Это интересно

Практически каждая организация в Беларуси эксплуатирует автомобильный транспорт, который в установленном порядке необходимо обслуживать и ремонтировать. Эти мероприятия относятся к работам с повышенной опасностью, поэтому при их проведении необходимо строго руководствоваться требованиями нормативных правовых актов, в том числе технических (обязательных для применения), содержащих требования по охране труда при выполнении данного вида работ.

__________-________-______

  Основные требования по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта устанавливают Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, утверждены Постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства транспорта и коммуникаций 04.12.2008 № 180/128 в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты и Министерства транспорта и коммуникаций от 03.12.2014 № 103/40. Общие требования безопасности проведения работ при всех видах технического обслуживания и ремонта механических транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий отражены также в Государственном стандарте Республики Беларусь  СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности».

  О недостатках в работе при выполнении работ по организации и проведению ремонта и обслуживания транспортных средств Витебское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь разрабатывает и публикует информационные письма с предложениями по недопущению нарушений требований безопасности труда, влекущих несчастные случаи, уделяет внимание соблюдению мер безопасности при проведении профилактических мероприятий.

  Выявляется ряд нарушений требований по охране труда, допускаемых при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств. В соответствии с требованиями вышеуказанных НПА (ТНПА) лица, допускаемы к выполнению работ по ТО и ремонту транспортных средств, должны иметь соответствующую квалификацию, пройти обучение, стажировку инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Транспортное средство, установленное на напольный пост ТО и ремонта, необходимо затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение (для механических коробок перемены передач), на пульте управления гидромеханических передач должна быть нажата кнопка «N» («нейтраль»), на транспортных средствах с бензиновыми двигателями необходимо выключить зажигание и извлечь ключ из замка зажигания, а на транспортных средствах с дизельным двигателем — перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы транспортного средства (при её наличии) должна быть выключена. Рулевое колесо транспортного средства должно быть зафиксировано от проворачивания, при этом цепи приборов и потребителей должны быть отключены. Необходимо надёжно зафиксировать транспортное средство  от перемещения вдоль его оси путём установки не менее двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса. Упоры  устанавливают (извлекают)  за  ручку  или  конструктивный элемент упора, предназначенные для этой цели и исключающие травму руки работающего.  На  рулевое  колесо  ТС  должна  быть  вывешена  предупреждающая  табличка  с  надписью «ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!». На ТС, имеющих дублирующее устройство для запуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена у этого устройства, (например на задний борт автомобиля, автобуса, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя). При выполнении работ, связанных со снятием колес, транспортные средства, должны быть вывешены при помощи домкрата, либо подъёмника (напольного или канавного). Приподнятый край транспортного средства с помощью любого грузоподъёмного механизма при проведении обслуживания и текущего ремонта должен быть установлен на страховочную подставку, выполненную в соответствии с конструкторской документацией и испытанную в установленном порядке. При установке кузова транспортного средства на опорные страховочные подставки (тумбы, козелки) необходимо следить, чтобы страховочные подставки были надёжно установлены на полу, а кузов прочно опирался на рабочую поверхность каждой опоры. Конструкция подставок должна обеспечивать надёжность и устойчивость при их применении. На подставке должна быть указана максимально  допустимая  нагрузка.  Использование  подставок  со  следами остаточной деформации не допускается. Запрещается увеличивать высоту страховочных подставок подкладкой посторонних предметов. Опорные площадки кузова транспортного средства должны быть целыми, без повреждений. При работе на транспортных средствах не допускается выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным только на домкрате, без установки подставки без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса, использовать для установки под вывешенное транспортное средство случайные предметы (камни, кирпич и т. п.) не установленные Правилами и другими НПА, в том числе ТНПА, предметы, поднимать и вывешивать ТС за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъёмного механизма.

  Особое внимание необходимо уделять работ по поднятым кузовом автомобилей самосвалов. Ремонт  и  замену  подъемного  механизма  кузова  автомобиля-самосвала,  самосвального прицепа или долив в него масла необходимо проводить после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова. Упоры должны предназначаться для определенного  типа транспортного средства, быть изготовлены в  соответствии  с конструкторской документацией и испытаны в установленном порядке. На бортах автомобилей-самосвалов должна быть нанесена контрастной несмываемой краской надпись «Не работать без упора под поднятым кузовом!». Работать с поврежденными (с остаточной деформацией) или неправильно установленными упорами, а также перемещение транспортных средств с поднятым кузовом не допускается.

  Опасным производственным фактором является вероятность падения работников и транспортных средств в незакрытые осмотровые канавы либо с эстакад, которые, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортного средства в канаву или с эстакады во время его передвижения. Тупиковые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колёс транспортных средств. Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого средства, которое должно полностью устанавливаться на неё, не закрывая входную лестницу и запасной выход. Для работы спереди и сзади транспортного средства и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться  переходными  мостиками  шириной  не  менее 0,8  м,  а  для  спуска  в  осмотровую  канаву и подъёма из неё — специальными лестницами. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены канавы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами. Помещения, канавы, траншеи и тоннели нужно содержать в чистоте, не загромождать. На полу  канавы должны устанавливаться прочные деревянные решётки, не препятствующие использованию технологического оборудования.

  Не соблюдение прописанных  в соответствующих НПА (ТНПА) требований по охране труда, в конечном итоге рано или поздно может привести к несчастному случаю.

Сергей СУХОВИЛО, 

заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законодательства об охране труда Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда.



Теги: