Лампада

lampada

30 октября 2018 года

Через книгу — к духовности

Значимым событием в культурной и духовной жизни нашего района стало открытие в центральной районной библиотеке кафедры православной литературы, состоявшееся 26 октября. Уже сейчас в ее фонде — более тысячи книг духовного содержания, которые, в основном, были пожертвованы библиотеке дарителями. Наша кафедра — четвертая по счету в области, подобные есть в Лиозно, Орше и Лепеле. Как перед всяким началом благого дела, утром в храме Святой Живоначальной Троицы состоялся молебен с участием духовенства Витебской епархии и Городокского благочиния в частности.

То, что духовные начала становятся во главу угла и светской жизни, очень важно. Присутствовавший на мероприятии председатель областного Совета депутатов Владимир Терентьев считает открытие кафедры в Городке большим благом. Литературу, в которой можно почерпнуть знания о самых главных ценностях, беспрепятственно смогут изучать все желающие. Получив информацию, проникшись ею, взрослые и детей смогут воспитывать на примерах высокой нравственности, духовности.

— Православная книга, — уверил В.В. Терентьев, — делает окружающий мир чище и богаче.

Такие воззрения разделяют председатель районного исполнительного комитета Пётр Коробач, председатель районного Совета депутатов Светлана Зуева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Виктор Мирош, начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи облисполкома  Геннадий Егоров. Мнения о необходимости духовно-нравственного просвещения и воспитания были высказаны ими в ходе посещения выставочного зала Дома ремесел и фольклора, где открыта тематическая выставка, перед обрядом освящения кафедры и во время праздничного мероприятия, прошедшего в демонстрационном зале КПЦ «Городок».

Заполненный зрителями зал вникал в каждое слово выступавших. На мероприятии собрались неравнодушные, преимущественно верующие люди. Западали в душу озвученные гостями мысли о том, что «образование — это приведение к образу, то есть, к определенному образцу для подражания», что «важно знать не как можно больше, а самое главное», что духовная литература — «та сокровищница, в которой можно найти ответ на любой мучительный вопрос»… И концерт, предложенный вниманию зрителей, был не традиционный, развлекательный — он состоял из тематических стихов, песен, музыкальных произведений в исполнении воспитанников детской школы искусств г. Городка. Особенно тепло был встречен хор Свято-Троицкого храма, участники которого специально разучили несколько прекрасных духовных песнопений.

С интересом земляки слушали произведения члена Союза писателей Беларуси, России и Союзного государства Натальи Советной в исполнении автора.

Благочинный Городокского благочиния протоиерей Владимир Догодька поблагодарил организаторов и благотворителей православной кафедры и преподнес ей в дар исключительно ценные книги: факсимильное издание Слуцкого Евангелия, подарочное издание житий святых святителя Димитрия Ростовского и юбилейное издание репродукций икон Андрея Рублёва.

— В 2016 г. в Лиозненской центральной районной библиотеке была открыта первая кафедра православной литературы, — рассказал благочинныйй Лиозненского благочиния иерей Вячеслав Пашкевич. — Ее фонд насчитывал чуть более 200 книг. С тех пор литературу несут и несут в дар, охотно читают. Духовенством совместно со светским учреждением — библиотекой — проведено множество совместных мероприятий.

— Мы живем в век развитых информационных технологий, — констатировал руководитель отдела социальной направленности Витебской епархии иерей Виктор Гляд. — Вместе с тем, получаем много недушеполезной информации, более того, паразитирующей на душе. Беларусь от века была страной духовно развитой, и сегодня, сохранив духовность, мы сохраним свою страну.

Судьбу открывшейся кафедры можно было бы считать счастливой, если бы ее богатствами воспользовалось как можно больше людей, чтобы из тематического отдела она постепенно превратилась в центр духовно-патриотического и нравственного воспитания городокчан.

 

 

Натерпелся — потому прощает

Семейная история, услышанная от жителя д. Хвошно Ильи Ивановича Барсукова (на снимке с дочерьми Надеждой и Лилией) похожа на страшную сказку. Но это чистая правда о чуде, явленном искренним православным верующим, крещеным в местной Свято-Вознесенской церкови.

№83 пол 5-1

— Кто же разрушить наш храм? Людям не по силам. Его каменные стены метр толщиной. Война старалась, богоборцы. Не вышло. Разве что время … А веру никто не уничтожит, она в душе, — рассуждает Илья Иванович.

Он помнит рассказы матери о богатстве хвошнянской церкви: сюда собирались православные во время больших праздников, здесь была плащаница Божией Матери, бронзовое распятие специальной работы, чудотворные иконы, малиновый звон разливался на дальние километры … Отец же Ильи, Иван Васильевич, был местным регентом. Он обладал многими талантами — грамотный, лучший в округе плотник, пахарь, садовод, пчеловод, мастер на все руки. С женой Евфросиньей Романовной они имели четырех детей, жили в добротном доме на х. Юшки за д. Ситино. Держали коня, двух коров, несколько овец, свиней, имели более 40 десятин земли. Этого и не простила Барсуковым новая власть. В 1933 г. отца забрали. Обвинение ему было предъявлено по ст.127 Уголовного кодекса за организацию антисоветской группировки (так назвали приходской хор из восьми певчих). Статья была расстрельной.

— Горе постигло семью, — вспоминает собеседник. — У нас забрали скот, разрушили хозяйственные постройки, отобрали землю, сад, пчел. Мать в колхоз не брали, нас, детей, дразнили «кулацким отродьем», мы не учились. Мать ходила по старцам — жалели верующие, подавали хоть картофелину. Втайне ночью воровала сухостой из леса, чтобы хоть как накалить в печи. Посадила на месте конюшни грядку огурцов, они только зацвели — бригадир лошадью истоптал. С сада в 90 деревьев, что когда-то отец поливал своим потом, мать принесла опадышей в подоле, запекла в чугунке — такой аромат стоял! А тот нелюдь узнал — и высыпал нашу единственную пищу в грязь. Мы слезами обливались от отчаяния.

Не одних Барсукова постигла беда — всех трудолюбивых мужиков, хозяев, объявили кулаками, забрали, осиротили землю. Остались пьяницы и бездельники, которые работать не умели и не любили, поэтому и не обживались как следует. Дошло до того, что и хомут некому поправить в горе-колхозе.

… Как-то вечером в окно постучали. Мать открыла, а на крыльце — дед чужой. Не признала она в бородатом похудевшем до костей старом своего мужа, Василия. Он рассказал невероятное: как попал на Соловки; как однажды приехали в лагерь моряки — им были нужны несколько надзирателей маяков в Белое море; как выбрали его. Лагерному начальству жалко не было: все равно все там были смертники. Потянулись отца одинокие годы на каменистом острове среди безбрежной холодной воды. Буря, шторм — все равно нужно плыть на лодке до трех маяков. Ни обогреться, ни поесть, ни поговорить. Василий очень заболел, и когда на остров вновь прибывшие моряки, поняли, что он не работник и не жилец, поэтому вывезли его на большую землю и так бросили. Да цепкий, двужильный, жадный до жизни оказался мужик! Пешком пройдя сотни километров, он вернулся домой. Местные власти его более как бы не замечали — поручали ремонтировать сбрую, устраивать крестьянский инвентарь. Потом началась война.

— Отец не хотел мести «советам» от фашистов ни за себя, ни за нас, — утверждает Илья Иванович. — Он видел во враждебном нашествии зло, много читал церковной литературы и был убежден, что «западный дракон будет побежден». Он очень ждал победы, верил в нее не меньше, чем в Бога. Он умер 10 февраля 1945 г., дождался только освобождения родной земли.

В 90-е, когда началась эпоха гласности, И.И. Барсуков получил письмо из органов, что отец его, крестьянин-единоличник И.В. Барсуков, признан невиновным и полностью реабилитирован.

— Да мы и не сомневались в его невиновности! — уверяет сын. — От него в наследство и сестры мои, и я сам получили большую любовь к земле, к работе на ней. Ой, детки, как после войны ее вручную лопатами копали! Земля же была вся ранена осколками, металл в ней звенел. Всходы давала вымученные, запоздалые, но прочные. Они тянулись к теплу — как мы к жизни. Тогда я дал клятву, что до конца жизни буду обрабатывать землю-кормилицу, только не руками, а трактором.

Данную над отцовскими «кровавыми бороздами» присягу Илья сдержал. Деревня уважает его за честность, трудолюбие, мастерство. На вопрос, как можно было простить все принесенное злыми людьми горе, надругательство, несправедливость, старый человек ответил мудро:

— Кто много натерпелся (а мы долго мучились), тому легко прощать. Порода наша, барсуковская, такая, чтобы не озлобиться, а любить и прощать. Мы с верой живем и вам завещали.

 

Паломничество

стало частью жизни райорганизаций БелОИ и БелТИЗ. Возглавляет эти организации в Городке Вячеслав Ильин. Он рассказал, что в сентябре по благословению Городокского и Шумилинского благочинных состоялась недельная паломническая поездка по святым местам Грузии.

География духовных путешествий с участием членов райорганизаций БелОИ и БелТИЗ и их православных друзей расширяется. На протяжении последних лет они посетили практически все святые места Беларуси, побывали во многих паломнических поездках в российском приграничье. «Неизгладимое впечатление в нашей памяти оставили святыни Грузинской православной церкви, — рассказывает Вячеслав Александрович. — Чудесное совпадение: как и в Городке, в грузинской столице Тбилиси главный храм носит имя Пресвятой Троицы или Цминда Самеба». Святая покровительница Грузии — тоже женщина, равноапостольная Нина, мощи которой покоятся в Бодбийском монастыре, одном из мест посещения наших паломников. Образа  Ефросиньи Полоцкой и Матери Божьей Жировицкой, с помощью рукодельниц из ТЦСОН оформленные в белорусской стилистике, гости дарили всем храмам, в которых им довелось побывать (на снимке — в  храме Александра Невского, г. Тбилиси).

№83 пол 5

 

Многие другие духовные и исторические места — города Кутаиси, Батуми, Самтредиа, монастырь Джвари, храм Светицховели и другие — посетили городокчане, везде встречая доброжелательность, дружеское отношение и гостеприимство хозяев.

Светлана ЯКОВЛЕВА.

 

 

11 марта 2017 года

Хранимые церквями уголки

Согласно статистическим сведениям о церквях и причтах Полоцкой епархии 1884 года выпуска, точно известно, что на нынешней территории Городокского района в то время действовало не менее 25 православных храмов.
Предание гласит, что каждому храму дается ангел-хранитель. Он предстоит перед престолом Всевышнего и молится о каждом из прихожан. Ангел радуется и ликует, когда в церкви собирается народ, скорбит и плачет, если она пустеет. Ангел не покидает место своего храма даже после его разрушения. Посланник Бога надеется, что храм восстанет, и он сможет соединить свою молитву с молитвой прихожан.Cerkov`К благочинию первого округа относился собор во имя святителя и чудотворца Николая, построенный в 1845 г. (штатный, каменный, холодный, требующий исправлений) в Городке. К собору относилась одноименная приписная каменная церковь, построенная в 1881 г. при здании тюрьмы. Прихожанами этих храмов были 2084 мужчин и 1943 женщины. 161 десятина 2084 саженей церковной земли отдавались в аренду. Настоятелем в должности с 1850 г. был протоиерей Иоанн Бобровский 1803 года рождения. В 1860 г. он получил сан протоиерея, имел наперстный крест и орден Святого Владислава ІV ст. за 50-летнюю беспорочную службу. Помощником настоятеля священника с 1876 г. был Димитрий Григорович 1944 г.р., рукоположенный в 1967 г. Состоял законоучителем городокских училищ, с 1879 г. — благочинным 1-го округа, имел скуфью. Дьяконом служил Иоанн Журавский, исполняли должности псаломщиков Викентий и Трифилий Высоцкие. Настоятель и его помощник получали соответственно 600 и 500 руб. жалованья, дьякон — 300 руб. Они имели собственные дома. Псаломщики получали по 150 руб. и жили на съемных квартирах.
В селе Бескатово работал храм во имя святого великомученика и победоносца Георгия 1863 г. постройки (штатный, холодный, прочный). Его настоятелем служил Фёдор Цитович 1829 г.р., рукоположенный в 1854 г., в настоящей должности — в 1882 г., имел скуфью. Псаломщиком был Пётр Бродовский, прихожан в храме было 2201 мужчин и 2162 женщин.
В с. Болецк храм 1839 г. постройки (штатный, деревянный, холодный, прочный) был назван в честь Святой Троицы. В его собственность было передано 46 десятин земли и 26 дес. озера, новые казенные деревянные постройки. Служил в нем с 1878 г. Иоанн Бернадский 1847 г.р., рукоположенный в 1871 г. Состоял сотрудником епархиального попечительства, имел набедренник. Псаломщиком служил Иван Беляев. В числе прихожан было 1429 мужчин и 1371 женщина.
Во имя святителя и чудотворца Николая был назван храм в с. Веречье 1862 г. постройки (деревянный, холодный, прочный). Его прихожанами были 710 мужчин и 735 женщин. При нем было 33 дес. земли, ветхие деревянные постройки. Священником с 1880 г. служил Антоний Антоновский 1850 г.р., псаломщиком — Иван Кемецкий.
(Продолжение следует).
Светлана ЯКОВЛЕВА.

11 марта 2017 года

На клиросе

— Приходя на церковные службы в Свято-Троицкий храм в Городке, отмечаю, как хорошо и слаженно поет пусть и немногочисленный хор. Интересно, кто входит в его состав и кто им руководит? — обратилась в редакцию городокчанка, представившаяся Марией Петровной.
Значение церковного пения в богослужении относится к разряду важнейших вопросов, подобно роли дыхания или смыслу кровеносной системы для жизни человека. Пение — это молитва, кровоток, душа богослужения, оно снабжает молитвенным «кислородом» сердца и умы верующих, омывает все составляющие церковной службы.
Вначале пение было общенародным, пели все, собравшиеся на молитву. Затем исторически певцы выделились. Они проходят посвящение в певца и чтеца, а это — первая ступенька церковного клира, значит, они занимают в церкви особое положение. На певцов возлагается огромная ответственность, ведь они задают молитвенный тон, соответствующую атмосферу.
Церковный хор иначе называют клиросом, а его руководителя — регентом. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Соответственно, он должен обладать определенным набором знаний, как минимум, иметь специальное музыкальное образование, а в идеале — и духовное.
Руководителем хора храма Святой Живоначальной Троицы в Городке третий год является Анна Присмакова. Она окончила Могилёвский государственный музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, а затем — Могилёвский филиал Белорусской государственной академии музыки. Пела в церковных хорах храмов Могилёва. Работает в детской школе искусств г. Городка учителем по классу баяна. Правила и порядок богослужения осваивала и продолжает уяснять на практике.
— Клирос — вовсе не закрытое сообщество, — поясняет Анна Петровна. — Стать певцом и чтецом может практически любой верующий человек при большом желании и наличии природных способностей. Из певцов нашего хора только двое, включая меня, имеют музыкальное образование, еще двое в свое время окончили музыкальную школу, знакомы с нотной грамотой. Остальные — самоучки, поют на слух, но имеют огромное желание и духовную потребность участвовать в богослужении. Мы, как и любой церковный хор, хотели бы прирастать числом, совершенствоваться в исполнении, укрепляться в вере. Поэтому приглашаем на наш клирос новых певцов и чтецов, особенно молодых.
Светлана ЯКОВЛЕВА.

11 марта 2017 года

Великий пост

27 февраля у православных христиан начался Великий пост. Этоособенное время. Чтобы не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, прежде всего нужно помнить, что это время ограничений себя во всех сферах жизни, внимательного отношения к своему духовному состоянию, усиленной молитвы, более частого посещения храма.
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы, сорока дней, установленных в честь сорокадневного поста Спасителя, и Страстной седмицы, недели перед Пасхой в воспоминание последних дней земной жизни, страданиях и погребении Христа. Продолжительность его — 48 дней.
Четыредесятница начинается в Чистый понедельник. На протяжении поста не проводят литургии по понедельникам, вторникам и четвергам, исключения составляют лишь большие праздники. В эти дни проводятся утренние и вечерние службы. По средам и пятницам проводятся литургии Преждеосвященных даров. Каждую субботу проводится богослужение Иоанну Златоусту. По воскресеньям служат литургию святому Василию Великому, ее служат в четверг и субботу на неделе перед Пасхой.
На протяжении первых четырех дней читают Великий канон преподобного Андрея Критского. На пятый день служат литургию Преждеосвященных даров. Читают канон о святом великомученике Феодоре Тироне. После этого выносят коливо (вареная каша с медом), служитель благословляет его, чтобы раздать прихожанам.
В первое воскресенье проводят Торжество православия. Во второе воскресенье вспоминается святитель Григорий Палама. В третье, Крестопоклонное, воскресенье проводят Великое славословие, выносят священный крест и оставляют на поклонение до пятницы. В четвертое воскресенье вспоминают святого Иоанна Лествичника.
Накануне пятого четверга совершают «стояние пресвятой Марии Египетской», его называют «Марииным стоянием». Это утреня, на которой читают Великий Канон святого Андрея Критского и «жизнь пресвятой Марии Египетской».
В пятую субботу совершают Похвалу Матери Божией. На пятое воскресенье приходится «следование пресвятой Марии Египетской».
Благовещение, один из двунадесятых праздников христианства, отмечается 7 апреля. Он посвящен известию о грядущем приходе Спасителя.
Шестую субботу поста называют Лазаревой. В воскресенье — праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. На ночных службах сначала читают Евангелие, а после поют «Воскресение Христово». Читают 50-й псалом из Евангелия, освящаясь молитвой и освященной водой. Также освящают и ветви вербы. После освящения их раздают всем молящимся. С этими вербами нужно отстоять всю службу при горящих свечах. Этот символизирует торжество жизни над всепоглощающей, но извечно проигрывающей вере смертью.
События Страстной седмицы посвящаются воспоминаниям об испытаниях, казни и погребении Господа. Шесть дней держат строгий пост, возносясь молитвами к Всевышнему. Все дни этой недели называют великими. Более всего молебнов и песнопений происходит в течение последних трех суток. Все действа посвящены воспоминаниям о последних диалогах Иисуса Христа со своими учениками. На протяжении этих дней проводят литургии. В четверг служители вспоминают Тайную вечерю и проводят таинство Святого Причащения. В пятничную вечернюю службу служители выносят из алтаря и возлагают на середину церкви Плащаницу Иисуса Христа. Этот ритуал отображает победу Иисуса над грехами и смертью, его бесконечную веру в человечество и людской долг ему за искупление собой грехов. В утреннюю субботнюю службу под колокольный звон и торжественные песнопение «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас…», плащаницу проносят вокруг церкви, провожая этим Христа в иной мир. На этом службы Великого поста завершаются.
Субботы второй, третьей и четвертой недель установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы.
Светлана ЯКОВЛЕВА.

**********************************************************************************************************************

10 июня 2017 года

По пути, где начиналась Русская Голгофа

Участники пешего крестного хода по маршруту Могилёв-Витебск-Великие Луки-Псков 6 июня прибыли в Городокский район и покинули его пределы, а следовательно, и пределы Беларуси, 9 июня. Крестный ход организован по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посвящен 100-летней годовщине начала подвигов новомучеников Русской Православной Церкви.HodГлавной иконой крестного хода стал образ с изображением Николая II и членов его семьи как мучеников, также называемый «Покров над Россией». Как известно, 15 марта Николай II отрекся от престола Российской империи, затем был арестован и до августа находился под арестом в Царском селе, откуда был переправлен в Тобольск. Затем царскую семью перевезли в Екатеринбург, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов все ее члены были расстреляны. В 2000 году на архиерейском соборе РПЦ Николай II и его семья были причислены к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных.
— Крестный ход местные верующие встретили на границе Витебского и Городокского районов, — рассказывает благочинный Городокского благочиния Владимир Догодька. — По пути его следования в храмах Святой Живоначальной Троицы в г. Городке, Анастасии Узорешительницы в аг. Бычиха, Успения Пресвятой Богородицы в г.п. Езерище проходили совместные богослужения участников крестного хода и присоединившихся к ним прихожан, жителей нашего района. Приходы всех храмов Городокщины приветствовали и поддерживали это молитвенное шествие. Мы признательны всем, кто оказал финансовую и продуктовую помощь в том, чтобы достойно принять участников крестного хода на нашей территории. Спасибо властям и организациям, также внесшим свой вклад в гостеприимство Городокщины.
Этот крестный ход — демонстрация уникального духовного потенциала, силы соборной молитвы, воли народов к миру. Его участниками стали белорусы, русские, украинцы из разных уголков своих стран, желающие быть услышанными Богом. Поломники объединяются, укрепляются в вере, проникаются любовью и надеждой — тем, без чего не может жить человек. Многие рады поучаствовать в этом нужном и трудном деле — пройти с молитвой о мире хотя бы несколько дней или часов, по своим силам и возможностям.
Светлана ЯКОВЛЕВА.
На снимке: верующие присоединились к крестному ходу в начале Городка.
Фото автора.

10 июня 2017 года

В храм — с почитанием

— Расскажите, пожалуйста, на вашей духовной странице, как правильно входить в храм, у каких икон и как молиться, прикладываться к ним. Неловко чувствую себя рядом с бывалыми прихожанами, а церковь хотелось бы посещать, — обратилась в редакцию городокчанка Наталья П.
Женщины должны приходить в храм в платье или юбке, с покрытой головой, без косметики. Входя в церковь и выходя из нее, трижды крестятся с поясным поклоном, в пост — с земным. Мужчины становятся в правой части храма, а женщины — в левой.
Приходят до начала службы, чтобы заказать поминовение, поставить свечи, приложиться к иконе дня или чудотворным иконам, не мешая остальным молящимся. Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Она лежит посередине храма на аналое. Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном. Про себя произносят молитвы: у иконы Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»; перед ликом Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; у образа святого:«Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о нас». После этого нужно поцеловать: у Христа — благословляющую руку, ноги или край одежды, у Богородицы и святых — руку или одежду, на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы.
Светлана ЯКОВЛЕВА.

10 июня 2017 года

Хранимые церквями уголки

(Продолжение. Начало в № 19 от 11 марта 2017 г.)
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы находился в с. Вайханы. Он был построен в 1847 г., в 1884 г. характеризовался как штатная деревянная холодная прочная церковь. Ее прихожанами были 2244 мужчины и 2150 женщин. Настоятелем с 1882 г. служил Михаил Красавицкий 1830 года рождения. Помощником настоятеля с 1876 г. был Михаил Чарный, родившийся в 1825 г. Оба священника имели камилавку (третья награда священника, головной убор — авт.). Известно, что при храме было 45 десятин удобной и 11 десятин неудобной земли, постройки при храме были казенные, деревянные, совершенно ветхие, а для помощника настоятеля их вовсе не было. Псаломщиками в храме были Алексей Орлов и Тихон Солнцев.
В с. Вышедки находился храм также во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 1808 года постройки, штатный, каменный, холодный, прочный. При нем были помещичьи совершенно ветхие деревянные постройки, 51 десятина земли. Прихожанами были 1157 мужчин и 1221 женщина. Священником — Лев Лызлов 1844 г.р., состоявший на службе в этой церкви с 1880 г., имевший набедренник (первая награда священника, четырехугольный продолговатый плат, который носили на бедрах — авт.). Псаломщиком в храме служил Стефан Нарбут.
Во имя Святой Животворящей Троицы в 1835 г. был построен храм в с. Зайково. Он был штатным, деревянным, холодным, прочным. К храму относилась приписная церковь во имя Святителя Николая в с. Межа. Настоятелем с 1843 г. служил Иоанн Кушин 1813 г.р. Он имел наперсный крест (четвертая награда священника, «протоиерейский» крест — авт. ). Его помощником с 1884 г. был Иоанн Дымман 1860 г.р. Сохранились имена местного дьякона и псаломщика — Иоанн Лепешинский и Пётр Слупский. В числе прихожан обеих церквей числилось 2547 мужчин и 2465 женщин. Постройки определены как казенные, деревянные, прочные. При храмах было 48 десятин земли, «недостающее для двуклирного причта количество земли еще не нарезано».
Штатная каменная теплая прочная церковь 1878 года постройки в с. Кошо носила имя преподобной Евфросинии. Священником в ней с 1876 г. был Иоанн Лебедев 1847 г.р. Он состоял членом благочинного совета, имел набедренник. Храм посещало 1388 прихожан мужского и 1324 женского пола. При храме было 46 десятин земли, включая 11 десятин леса.
Священником в храме Рождества Пресвятой Богородицы (1865 года постройки, штатный, деревянный, холодный) в с. Тиосто с 1878 г. служил Александр Безроднин 1840 г.р. Имел набедренник. Псаломщиком был Михаил Алхимович, прихожанами — 884 мужчины и 895 женщин. При храме была 71 десятина 1160 квадратных саженей земли, ежегодно за отошедших в казну крестьян причт получал 15 руб. 15 коп.
В с. Хвошно возвышался храм во имя Вознесения Господня 1807 года постройки — штатный, каменный, холодный, прочный. А вот постройки при нем были казенные, деревянные, совершенно ветхие. К нему относилось 44 десятины удобной и 20 десятин неудобной земли. Посещали церковь 2009 прихожан-мужчин и 1951 прихожанка-женщина. Священник Аркадий Белинский 1841 г.р. служил в этой церкви с 1863 г. Он имел скуфью (вторая награда священника, головной убор — авт.), состоял помощником благочинного. Псаломщиками в храме были Митрофан Шавельский и Павел Словецкий.
Храм в селе Азарково носил имя Успения Пресвятой Богородицы. Он, 1877 года постройки, являлся штатным, деревянным, холодным, прочным. Казенные деревянные постройки — новыми. Священником был Василий Покровский, родившийся в 1841 г. В этом храме он служил с 1866 г., состоял помощником благочинного, имел скуфью. Псаломщиком трудился Димитрий Ляшкевич. Храму принадлежала 51 десятина земли, его прихожанами являлись 1139 мужчин и 1101 женщина.
Настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Вировля, возобновленного в 1835 г. (штатный, деревянный, ветхий), с 1870 г. был Василий Соловьёв 1844 г.р. Он состоял духовником округа, имел скуфью. Его помощником с 1882 г. служил Михаил Заруцкий 1826 г.р., имевший скуфью. Псаломщиками были Николай Королёв и Иаков Лузгин, прихожанами — 2698 мужчин, 2708 женщин. К храму относилось 66 десятин земли и общественные деревянные новые постройки.
Все названные храмы относились к благочинию второго округа. Независимо от срока службы и заслуг священники имели жалование 408 рублей, дьяконы и псаломщики — 122 рубля 40 копеек.
(Продолжение следует).
Светлана ЯКОВЛЕВА.

**********************************************************************************************************************

19 августа 2017 года

Господь помогает

  Более восемнадцати лет служит настоятелем в храме Успения Пресвятой Богородицы в Езерище отец Михаил Синицкий (на снимке). Приход маленький, но дружный. Проезжие иногда заходят помолиться и свечку поставить.SinickijХрам открыт ежедневно, кроме понедельника, с десяти утра до двух часов дня. Здесь дежурит либо рабочий, либо свечница — матушка Наталья, либо прихожанки-пенсионерки. Отец Михаил проводит службы с четверга по воскресенье. Если понадобится кого-то срочно окрестить или отпеть — найти его легко, благо его дом находится возле церкви, сразу соберется и приедет.
— Прихожан мало, — вздыхает отец Михаил. — Вот и литургии с вечернями служим не ежедневно. На летние месяцы приходится по шесть крещений, а зимой и того меньше — по два-три. Но времени на отдых у сельского священника мало. Утром помолюсь, потом занимаюсь делами, провожу текущий ремонт. Надо дров наколоть на зиму (в храме и доме отца Михаила отопление печное), собрать грибов, чтобы в пост не голодать без мяса, потрудиться на огороде. По воскресеньям провожу занятия с детьми, правда, сейчас наша маленькая воскресная школа на 24 ученика находится на каникулах. А так в выходной день матушка с детьми обычно печет блины, бабушки-прихожанки учат ребят рукоделию и поварскому искусству. В здании школы останавливаются паломники. В начале июня принимали Крестный ход из Могилёва в Псков.
Желание стать священником пришло к отцу Михаилу уже в зрелом возрасте, в тридцать семь лет. Родился он в Лепеле, в детстве дружил с сыном настоятеля местного храма, помогал отцу Аркадию в церкви, но делал это тайно, ведь его мать работала в горисполкоме бухгалтером, а подобное «увлечение» сына могло стоить ей карьеры. Миша Синицкий после школы поступил в Брестский государственный университет имени Пушкина, окончив его, занялся тренерской работой в одной из лепельских школ. К тому моменту он женился, а скромной зарплаты учителя не хватало на содержание семьи. Все летние месяцы он был вынужден подрабатывать на разных «шабашках», строил коровники в колхозах.
— В конце 80-х отец одного из моих воспитанников предложил заняться бизнесом, — вспоминает священник. — В бывшем колхозе «Парижская коммуна» организовали цеха по производству чая из лекарственных трав, выращиванию вешенок и шампиньонов, переработке молока. Была своя коптильня, спиртзавод с плантацией хмеля. Попробовали выйти на самоокупаемость, чтобы не зависеть от государства, — не смогли. Тогда я начал торговать капустой и картошкой, выращенными на приусадебном участке под Лепелем. Денег едва хватало, чтобы прокормить детей. Привезу картошку, отложу в сторону гнилые овощи — тут же подходят старушки, просят испорченные овощи дать бесплатно. Мне неудобно, я им хорошую отдаю. Знакомый священник, отец Иоанн, посоветовал: «Какой из тебя торгаш? Иди служить в храм». Я послушался, пошел учиться в Витебскую духовную семинарию.
В 1998 году Михаил был рукоположен в священники, сперва проходил послушание в Свято-Покровском кафедральном соборе Витебска, потом переехал в Езерище. Несмотря на маленький церковный приход, настоятель не унывает. Верит искренне, что во всех делах ему помогает Господь. И собирается служить, пока здоровье позволяет.
— В храм иногда не заходят, потому что попросту боятся присутствовать на службах, на виду у людей, — говорит отец Михаил. — А ведь Господь сказал: «Будешь Меня стесняться, и Я тебя после смерти постесняюсь». Поэтому заходите в церковь, посещайте службы, прикладывайтесь к иконам. Если есть возможность, жертвуйте.
Евгения САБИЦКАЯ.

19 августа 2017 года

Хранимые церквями уголки

(Продолжение. Начало в № 19 от 11 марта 2017 г., № 42 от 10 июня 2017 г.)
Храм в с. Горки (этого населенного пункта на территории Вировлянского сельсовета больше не существует) был назван во имя Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь была построена в 1873 г., ее прихожанами были 1056 мужчин и 994 женщины. При церкви было 70 десятин удобной земли, неудобной — 73 десятины 2237 квадратных саженей. Священник Антоний Мадзалевский (был благочинным благочиния второго округа) 1829 года рождения имел камилавку, жил в собственном деревянном прочном доме. Псаломщиком служил Сергей Цветков.
В неплохом состоянии находились храм Покрова Пресвятой Богородицы 1863 года постройки в с. Долгополье и казенные деревянные постройки при нем, 42 десятины земли. Духовником 869 мужчин и 883 женщин был настоятель храма Антоний Еленевский 1846 года рождения, помогал ему псаломшик Михаил Дрызлов.
Настоятелем храма Святителя и Чудотворца Николая в с. Езерище был Георгий Смирнов, имевший камилавку, состоявший сотрудником епархиального попечительства. Ему помогали служить псаломщики Василий Высоцкий и Николай Шелютто. К храму, время постройки которого было неизвестно (возобновлен в 1848 г.), относилась и часовня в д. Жуково. При деревянной прочной церкви (относящиеся к ней постройки тоже были прочными) числилось 53 десятины земли и озеро в 97 десятин, которое сдавалось в аренду за 25 руб. в год.
Прочным во всех отношениях — по состоянию, количеству прихожан (2159 душ мужского пола и 2180 — женского), наличию 47 десятин земли и 19 десятин леса — был храм Покрова Пресвятой Богородицы 1863 года постройки в д. Меховое. У имевшего набедренник настоятеля Борисовича Александра 1841 г.р. в помощниках был священник Симеон Заблоцкий 1819 г.р., дьякон Михаил Белинский и псаломщик Стефан Белинский.
Внушительно выглядел и храм в с. Оболь — Святой Живоначальной Троицы, построенный в 1862 году, где священником, которому была пожалована скуфья, служил Василий Дроздовский 1826 г.р., дьяконом — Кирилл Журавский, имевший орден Святой Анны III ступени за 50-летнюю беспорочную службу, псаломщиком — Матвей Садовский. Приход храма состоял из 2066 мужчин и 2063 женщин. Во владении храма было 80 десятин земли и корчма, за аренду которой причт получал 30 руб. в год.
Во имя преподобной Евфросиньи был назван храм в с. Рудня 1853 года постройки. Церковь характеризовалась как штатная, деревянная, холодная, постройки при ней — казенные, деревянные, новые. В пользовании было 43 десятины удобной и 40 десятин неудобной земли. Настоятелем служил Михаил Шимкович 1863 г.р., имевший скуфью, его помощником — священник Иоанн Пороменский 1823 г.р., дьяконом — Мартин Донов, псаломщиком — Константин Сокольский.
Храм также был в с. Стайки. Он носил имя святых апостолов Петра и Павла. Церковь 1849 года постройки, как и здания при ней, были прочными. Площадь церковной земли составляла 80 десятин, леса — 25 десятин, за отошедших в казну крестьян причт получал в год 30 руб. 84 коп. Священник Михаил Булыгин 1848 года рождения, имевший набедренник, и псаломщик Стефан Купалов были духовными пастырями 1043 мужчин и 1050 женщин.
Священник Иоанн Забелин 1846 г.р., имевший набедренник, был настоятелем Свято-Духового храма в с. Холомерье. Его прихожанами были 941 мужчина и 988 женщин. Псаломщиком был Василий Забелин. При штатной деревянной холодной прочной церкви было 35 десятин 1080 саженей земли, приходские деревянные прочные постройки.
Эти данные получены из статистических сведений о церквах и причтах Полоцкой епархии, составленных в Полоцкой духовной Консистории в 1884 г. Храмов на территории нынешней Городокщины было большое множество. Они оказывали огромное влияние на духовную жизнь, воспитывая прихожан в духе христианской морали. Жаль, что нами утрачено такое бесценное наследие.
Светлана ЯКОВЛЕВА.

19 августа 2017 года

По святым местам

Одним из направлений своей деятельности Городокская РО БелТИЗ (председатель — Вячеслав Ильин) избрало духовное просвещение. Ему способствуют многочисленные паломнические поездки по святым местам. Две из них состоялись этим летом.
Нило-Столобенская пустынь, монастырь на острове Столбном, на оз. Селигер в Тверской области, был вторым по популярности после Иерусалима местом паломничества у православных христиан. Монастырь основан в 1594 г. на месте духовных подвигов преподбного Нила. Поездка туда была организована 22 июля. Паломников поразил стройностью и красотой архитектуры великолепный комплекс монастыря, возведенный в ХVIII-ХІХ вв. Его главные святыни — мощи преподобного Нила, открытые в 1667 г., его образ, древняя икона Селигерской Богоматери. Участники поездки совершили экскурсии по городам Осташкову и Андреаполю.
Голубая криница, или Синий колодец под Славгородом стала местом еще одной поездки духовного содержания 14 августа, на Медовый Спас. Благодаря омовению водой уникального густо-синего цвета — с молитвой, крестным знамением и истинной верой — происходят чудесные исцеления болезней глаз. Паломники приняли участие в литургии, крестном ходе и чине освящения воды и меда. Не преминули воспользоваться возможностью побывать в Свято-Успенском мужском монастыре в д. Пустынки, основанном в 1380 г., совершить обзорную экскурсию по Славгороду.
Саша СЕМЁНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *