Александр Михайлович Кузьменков родом из д. Украище бывшего Шабровского (сегодня Межанского) сельского совета. Сейчас там осталось всего несколько жителей, однако родной дом А.М. Кузьменкова, который он своими руками начал строить в пятнадцать лет, стоит до сих пор. Приезжая на свою малую родину, его охватывают воспоминания о прошлом.
На момент начала Великой Отечественной войны юному Саше было всего четыре года, поэтому он не может быть точным в днях и датах, однако чётко помнит, что немцы принесли с собой лишь разрушения и смерть. Началось всё с того, что его отец, Михаил Андреевич, ушёл на фронт, вскоре родным пришла на него похоронка. Татьяна Ивановна, его супруга, осталась одна с двумя детьми в такое неспокойное время.
В начале войны д. Украище подверглась бомбардировке, а семья нашего героя уцелела лишь благодаря счастливой случайности. Им удалось укрыться в землянке, которую выкопал когда-то его дедушка. После пришли фашисты и сожгли все уцелевшие дома, а жителей увели куда-то в сторону России. Добравшись до д. Шершни Усвятского района, людей согнали в здание школы и хотели сжечь, но местные жители буквально на коленях просили захватчиков не убивать столько невинных. Как ни странно, последние прислушались.
Однако особого облегчения выжившим испытать не пришлось, ведь их ждала долгая пешая дорога в 30 км до Суража. Оттуда их на машинах привезли в Витебск, в концентрационный лагерь «5-й полк», который стал для них местом заточения и страданий на долгое время…
— Я никогда не забуду те длинные деревянные бараки, обнесённые высокой колючей проволокой. Их вид преследует меня до сих пор, — с болью в голосе говорит собеседник. — Возможно, военнопленным давали чуть больше еды, потому что я помню, как мы, дети, всё время стояли у этой проволоки с вытянутыми руками. Бывало, дадут корочку хлеба, а нам уже «за счастье». Кушать хотелось постоянно…
Однажды узников переселили в д. Старое Село Шумилинского района, разместили в деревянном здании бывшей конторы, которое отапливалось дровами. В таких условиях они и прожили до освобождения.
— Всем в то время было непросто. Я помню, как мы с мамой часто ходили по деревне и просили у людей хоть что-то из еды. А что поделать, ведь эта земля была для нас чужой: ни знакомых, ни своего «уголка», — делится Александр Михайлович. — А однажды, помню, как со всех сторон начали сильно стрелять. Мы очень испугались и спрятались под столом. Но спустя какое-то время в дом пришли солдаты и рассказали о Победе. Ох, сколько слёз радости было, мы бросились их благодарить и обнимать.
После освобождения Кузьменковы и несколько других семей две недели пешком добирались домой. По дороге они ночевали, где приходилось: иногда люди пускали в дом или сарай, а временами приходилось проводить ночи под открытым небом.
После долгой дороги семью Кузьменковых встретила не родная деревня и обжитый дом, а пепелище. Тогда дедушка Андрей построил им землянку и даже оборудовал в ней печку.
Первый год после окончания военных действий людям приходилось есть траву и всё, что удавалось раздобыть в лесу, ведь землю никто не обрабатывал и огород не сажали. Но нельзя было всю жизнь оставаться в землянке, а на помощь уже пожилого дедушки рассчитывать не приходилось. К тому времени люди уже адаптировались к мирной жизни, организовали колхоз. Некоторое время несколько семей жили в доме, который им предоставили от этого самого колхоза, а после Александр, взяв на себя обязанности главы семьи, в 15 лет стал строить собственное жильё. Он своими силами тягал в деревню лес, возил брёвна на быках. Один мужчина показал мальчику, как нужно строить, и он за три года завершил эту работу.
— В 18 лет я на три года ушёл в армию, служил в Германии, а мама и сестра Валя в это время жили в деревне. После демобилизации я устроился в колхоз «Советская Белоруссия». Со временем окончил школу механизации широкого профиля в Полоцке и стал работать трактористом, — рассказывает собеседник.
Два года герой нашего материала пробыл в родной деревне, однако жить на небольшую зарплату было довольно сложно. Поэтому, собрав немного денег, Татьяна Ивановна отправила сына в г. Братск Иркутской области, где в то время происходила масштабная стройка.
— Там я познакомился с одним парнем из Кубанского края. Он часто рассказывал, как хорошо на его родине и звал меня поехать с собой. Отработав три года на стройке, я всё же решился поехать с ним, — вспоминает Александр Михайлович.
На Кубани мужчина работал трактористом. Там он, к слову, и встретил свою будущую супругу Галину, которая тогда трудилась на швейной фабрике. Со временем супруги уехали на Украину, где жили родители жены, и остались там на целых десять лет. У них родились сын Володя и дочка Таисия.
— Когда я был в отпуске, приезжал в Украище. Друзья и родственники постоянно убеждали меня вернуться. Я стал всерьёз задумываться над этим, когда мама постарела, и за ней нужен был уход. И вот, в 1976 г. мы с семьёй приехали на Городокщину, — объясняет собеседник. — Галя с детьми жили в моей родной деревне, а я работал в мелиорации и временно жил в общежитии. Но скоро мы переехали в квартиру в Городке.
Александр Кузьменков после возвращения в родные края продолжал усердно работать: в райисполкоме, на ремонтном заводе. И в любой деятельности он достигал успеха, о чём свидетельствуют его многочисленные награды, благодарственные письма и грамоты за самоотверженный труд, достижение высоких производственных показателей, победу в спортивных соревнованиях и др.
Сегодня А.М. Кузьменков находится на залуженном отдыхе, однако, даже в свои 83 года не теряет бодрости духа, сам справляется по хозяйству, каждый день ходит на дачу и даже выращивает комнатные цветы. Взрослый сын Володя с женой и дочерью не оставляют отца, помогают, а дочка Таисия живёт на Украине, но тоже старается приезжать чаще к папе с внуками.
Виктория ПАВЛОВА.