В нынешнем году флагман отечественного и мирового тракторостроения Минский тракторный завод отмечает 75-летний юбилей. Предприятие выпускает под брендом BELARUS более ста моделей тракторов для всех климатических и эксплуатационных условий. Все они востребованы в нашей стране и за рубежом. Мы проследили эволюцию развития сельскохозяйственной техники как важнейшего универсального «помощника» при выполнении тяжёлой работы в сельском хозяйстве.
Изначально Минский тракторный завод создавался под выпуск пропашных гусеничных тракторов средней мощности типа «Кировец» Д‑35 (КД‑35). Работы над этой машиной в СССР начались в 30-х годах на Кировском заводе в Ленинграде. Реализации проекта помешала Великая Отечественная война. Тракторов стране нужно было много, поэтому задание на производство КД-35 получил и строившийся в Минске завод. Проект предусматривал выпуск до 50 машин в сутки. Заводу также предстояло наладить изготовление дизельных (Д‑35) и пусковых (ПД‑10) двигателей. Производство осваивалось поэтапно в процессе строительства предприятия. «Первенец» МТЗ, собранный в 1950-м, пользовался большим и заслуженным успехом у тружеников полей. Тракторы КД‑35 были оснащены 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 37 л. с., двигатель отличался значительной экономичностью. Также в это время из ворот экспериментального цеха вышел первый белорусский колёсный трактор заводской конструкции. Опытный образец впоследствии стал основой для создания серийной машины МТЗ‑2. Рабочее место тракториста на этой машине отличалось простотой. Кабина не была предусмотрена вовсе, рулевое колесо — с правой стороны, термометры масла и воды да масляные манометры. Главный конструктор Минского тракторного завода Иван Дронг предложил присвоить трактору благородное название «Беларусь».
«BELARUS-4522».
Агрегатировался МТЗ‑2 почти с двумя десятками сельскохозяйственных машин и орудий. Его можно было использовать для выполнения работ по уходу и уборке пропашных культур, на пахоте лёгких почв, предпосевной обработке, посеве и уборке зерновых культур, а также для приведения в действие стационарных сельхозмашин и в качестве транспортного средства. МТЗ‑2 вошёл в историю как первый массовый отечественный универсально-пропашной трактор на пневматических шинах. Одновременно на заводе разворачивалось производство трелёвочных тракторов для лесопромышленной отрасли, переданное в Минск с Кировского завода. Мощный дизельный ТДТ‑40 мог за один рейс вывезти с лесосеки до 5 кубометров древесины.
После первой значительной модернизации, с 1958 г. начался выпуск тракторов «Беларусь» под индексом МТЗ‑50, оснащённый дизельным двигателем мощностью 55 л. с. Вес машины снижен на 400 кг, коробка передач — 9-скоростная. Трактор имел съёмную кабину, другие важные новации. На международных выставках и ярмарках в 60-х гг. модель МТЗ‑50 и её модификации получили пять золотых и несколько других медалей, множество дипломов. В 1980-х эту технику покупали более чем в 70 странах мира.
Ещё более успешной для Минского тракторного завода стала следующая модель — МТЗ‑80. В её конструкцию было внесено большое количество изменений. МТЗ‑80 получил цельнометаллическую кабину, которая оказалась не менее комфортабельной, чем автомобильные того времени. «Сердцем» трактора стал 80-сильный двигатель Д‑240 — один из самых надёжных и экономичных. Для работы с прицепными машинами было предусмотрено жёсткое регулируемое прицепное устройство, гидрофицированный прицепной крюк, буксирное устройство с амортизатором, пневмосистема, автоматическая сцепка. Максимальная скорость МТЗ‑80 увеличилась до 35 км/ч. Теперь машину можно было эксплуатировать не только на полевых работах — он с успехом конкурировал с грузовыми автомобилями на транспортировке различных сельскохозяйственных грузов, особенно в сложных дорожных условиях. В 1975 г. стартовал серийный выпуск полноприводной модификации МТЗ‑82. Производство «восьмидесяток» и «восемьдесят двоек» продолжается до сих пор. С 1998 г. МТЗ наладил выпуск модели многофункционального колёсного трактора «Беларус-1221». На нём установлен шестицилиндровый рядный дизельный двигатель Д-260 с турбонаддувом. Модель относится ко второму тяговому классу, а широкий спектр оснащения позволяет одинаково эффективно использовать её в многообразных направлениях. Трактор стал победителем конкурса «Лучшая сельскохозяйственная техника- 2017» в номинации «Лучший трактор. Да, эти модели неслучайно остаются основной продукцией завода — настолько удачной оказалась сама концепция этого советского трактора! Простота, надёжность, ремонтопригодность и доступная цена — вот за что ценят эту технику.
В 90-х на заводе начато серийное производство мотоблоков МТЗ‑05, МТЗ‑06, а также четырёхколёсных мини-тракторов МТЗ‑082. В 2003 г. изготовлены два опытных образца «Беларус МТЗ‑2822» — самых мощных машин из серии колёсных тракторов. Продолжается расширение модельного ряда выпускаемых машин. Выпущена опытно-промышленная партия и начата реализация тракторов модели 3522 тягового класса 6 и мощностью 355 л. с. В 2010 г. на предприятии создан ряд моделей для развивающихся стран. 7 ноября 2016 г. на площадке предприятия состоялась презентация новой, современной модели трактора «BELARUS‑4522». Сочетание мощного двигателя, улучшенной трансмиссии, систем отбора, мощности, навесных систем, комфортной кабины, ходовой системы позволяет использовать эту технику на самых тяжёлых энергоёмких работах в современном сельском хозяйстве.
На сегодня ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает и изготавливает колёсные и гусеничные тракторы, мотоблоки, прицепные и навесные орудия для сельскохозяйственных, строительных, лесных и коммунальных работ, запасные части, товары народного потребления, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. На 2021 г. выпущено более 4 млн тракторов, из них больше половины поставлено в 100 стран мира.
Трактор «Универсал» (ВТЗ). Выставочная площадка «Дажынкі-2021».
Ежегодно предприятие принимает участие в международных специализированных выставках сельхозтехники, представляя качественную проверенную продукцию. На 31-й международной специализированной выставке «Белагро‑2021», проходившей в июне, ОАО «Минский тракторный завод» представил 20 единиц техники мощностью от 9 до 450 л. с. с навесным и прицепным оборудованием.
Подготовила Юлия ПРИЩЕПА.