22 июня 1941 в мирную жизнь нашей страны ворвалась война, перечеркнувшая мечты и надежды миллионов людей. В Городокском и Меховском районах, как и во всех других, сразу же началась мобилизация военнообязанных в Красную Армию. На нужды армии направляли автотранспорт, лошадей. Часть населения района также покинула родные места и направилась на восток.
Экскурсовод музея рассказала спасателям, как жило население районного центра и сел после захвата немецкими войсками Невеля в мрачное время оккупации. Два с половиной года хозяйничали немецко-фашистские захватчики на Городокской земле. Под их руководством из числа местных жителей были образованы городская, районная и волостные управления, которые возглавляли бургомистры, в деревнях назначены старосты.
– При «новом порядке» в Городке были закрыты три средние школы, сельскохозяйственный техникум. Книги фашисты сожгли. Рабочий клуб, кинотеатр были превращены в казармы, не работал детский сад. Для населения оккупанты установили трудовую повинность. Все жители от 14 до 55 лет обязаны были ремонтировать дороги, мосты, копать траншеи, выполнять другие работы. За отказ от этих занятий грозило наказание кнутом или тюрьма. Руководители имели право неограниченно увеличивать продолжительность рабочего дня, избивать рабочих, а подозреваемых в саботаже направлять в тюрьму или высылать в трудовые лагеря – рассказывает экскурсовод.
Гитлеровский оккупационный режим предусматривал планомерное истребление людей. В лагере на территории сельскохозяйственного техникума насчитывалось до 500 военнопленных. Умерших закапывали во дворе техникума. Весной 1942 несколько человек бежали из лагеря, за что разозленные гитлеровцы расстреляли каждого пятого из оставшихся военнопленных. Скоро лагерь перестал существовать. Дело уничтожения людей довершил голод и болезни.
Гитлеровцы и их пособники из числа полицейских безжалостно наказывали противников «нового порядка», участников освободительной борьбы и их семьи, не щадили ни старых, ни малых. Хозяйствование фашистов принесла Городокскому краю большие материальные потери. Самая же невыносимая потеря – люди, которые погибли в военные годы. В начале января 1944 года в Городке насчитывалось 3457 человек из 8100, что жили здесь накануне войны. Каждую семью коснулось черное крыло войны и оккупации, результатом чего стали загубленные жизни, сломанные и покалеченные судьбы, неизлечимые душевные раны.
За время оккупации немецко-фашистские захватчики уничтожили многие деревни, где жили партизанские семьи или население оказывало поддержку народным мстителям. У людей отбирали имущество, продукты питания, домашнюю скотину, убивали стариков, женщин, детей. Молодежь гнали на чужбину в качестве рабочей силы. 13 Городокских деревень — Ахрамеева, Устье, Гумничына, Задобрые, Кавали, Казлы, Лапакова, Падранда, Петрачиха, Рудиха, Семенова, Читавуха, Яново — сжигались вместе с людьми и увековечены в хатынском мемориале.
Гитлеровцы разрушили 183 села. В послевоенное время не возродилось 35 из них. Исчезли обитаемые уголки, только пожарища с обугленными трубами напоминают о прошлой жизни.
О геноциде Белорусского народа в годы Великой Отечественной Войны должен знать каждый белорус. Мы живем, пока помним!