Захватчики сожгли родную деревню, убили отца и отправили многодетную мать на принудительные работы… Такие воспоминания о первых годах жизни остались у Ириныт Гудовской из Городка — бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря. Она уверена: важно рассказывать правду о войне юному поколению, чтобы дети и молодежь осознавали, как ценен мир.
В годы Великой Отечественной войны Ирина была слишком мала, чтобы запомнить все тяготы и лишения, которые выпали на долю белорусов и ее родных в частности. Однако в память ребенка навсегда врезались отдельные трагические моменты, которые ярко характеризуют зверства фашистов.
– Мы жили в одной из деревень Витебского района. В семье было пятеро детей, я самая младшая. После начала войны двое братьев отправились на фронт, – рассказала Ирина Гудовская. – Первое мое воспоминание после начала оккупации – поздняя осень или ранняя зима, немцы вывели людей из домов и погнали в сторону Должи. По дороге мужчины отвлекли внимание конвоиров на себя, поэтому некоторым женщинам с детьми, в том числе моей маме, удалось убежать в лес. Отца мы больше не видели. Один из сельчан, который в тот день чудом избежал смерти, рассказал, что гитлеровцы заставили пленников вырыть яму, а после расстреляли и закопали на месте.
Беглянки примкнули к группе земляков, скрывавшихся в лесу. Жили впроголодь, грелись у костров, спали, укрывшись еловыми ветками, которые обильно присыпали снегом. Через некоторое время оккупанты выследили людей и отправили в концлагерь «Пятый полк» в Витебске.
– Там пробыли недолго: нас погрузили в железнодорожные вагоны и отвезли в шталаг в Австрии, а затем распределили на работы к местным землевладельцам, – отметила женщина. – Старшие сестры попали с родственниками к одному хозяину, мы с матерью – к другому. Приходилось ухаживать за коровами, работать в поле. Естественно, основная нагрузка ложилась на маму, но я, как могла, помогала. Иначе меня просто перестали бы кормить.
В рабских условиях Ирина Гудовская находилась вместе с мамой до конца войны. По возвращении на родину узнала, что сестры тоже живы. Братьям повезло меньше: старший погиб на поле боя, младший возвратился домой, но вскоре скончался из-за ран.
– До сих пор воспоминания о том периоде болезненны для меня, – подчеркнула городокчанка. – Тем не менее, пока позволяло здоровье, обязательно откликалась на приглашения педагогов, приходила, чтобы побеседовать со школьниками, объяснить им, как важны мир и покой.