В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетними в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста.
По ст.942 Гражданского кодекса за вред, причинённый несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители, усыновители или опекун.
Родителям важно понимать и осознавать, что именно они несут ответственность за будущее своего ребёнка, ибо именно в семье закладываются основные личностные характеристики человека, его потребности, интересы и мотивы его дальнейшего поведения. Именно в ячейке общества развиваются как духовные ценности и чувство любви к себе, к другим, к миру, так и справедливость, честность, желание быть полезным, отношение к добру и злу, на которых основывается правовое воспитание. Важно знать, что уровень правонарушений, совершаемых подростком, напрямую зависит от культурного и образовательного уровня его родителей, ибо детям свойственно подражание, они зачастую повторяют поступки взрослых. Одним из важных критериев, который негативно сказывается на формирующейся психике несовершеннолетнего и ведущего зачастую к безнадзорности, а впоследствии и к правонарушению — является постоянная занятость его родителей на работе, когда ребёнок предоставлен сам себе. Ведь будучи чрезмерно занятыми, взрослые перестают участвовать в воспитании своего чада, не знают его потребностей, интересов, теряют контроль за тем, чем ребёнок занимается вне дома и с кем общается. Есть семьи, где бытует скрытое неблагополучие в формах патриархальных отношений, жесткости, конфликтной и стрессовой атмосферы, уже создающие предпосылки неудовлетворения и озлобленности в психике подростка. В некоторых семьях распространены хмельные застолья, неуважение к нравственным общепринятым ценностям, другие показывают детям пример антиобщественного поведения, нередко вовлекая их в противоправную или антисоциальную деятельность. Если ребёнок долго живёт в среде, бедной на эмоциональные проявления, когда взрослым пресекаются его попытки полноценно выразить свои слова, мысли, чувства и желания — часто наблюдаются серьёзные искажения в подростковом восприятии, срывы в поведении, причём подобное может быть не только в детстве, но уже и во взрослой жизни. Такие люди порой не испытывают чувства привязанности, не способны стать кому-то опорой, как, впрочем и сами мало нуждаются в поддержке и участии других. В указанных случаях детско-родительские контакты становятся непрочными, нарушается доверительное понимание, эмоциональная близость между членами семьи, и тогда можно услышать от родителя фразы: «Сын или дочь меня не понимает и не слышит» или «Ребёнок всё делает наоборот, словно протестует, с ним что-то не так». Стоит отметить, что не всегда правонарушителями становятся дети из неблагополучных семей. Бывает и так, что вседозволенность, порождённая чрезмерной опекой со стороны родителей, безнаказанность за совершение любого проступка приводят несовершеннолетнего на скамью подсудимых. Помните, в воспитании детей огромную роль играет ваш личный пример как родителя, единство именно вашего слова и дела, именно вашего отношение к себе и другим, а также вашего реагирования в критических жизненных ситуациях — всё это является для него той самой моделью, которая им бессознательно перенимается и зачастую проявляется в собственном реагировании в будущем. Знайте, ваш ребёнок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь фильтр представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Именно поэтому вы как родители являетесь его первыми педагогами.
Тел. для обращения по любым вопросам: +37533 3476057 (МТС) или 8 (02139) 5-12-09. Анонимность гарантируется.
Людмила СУДАКОВА,
психолог УЗ «Городокская ЦРБ».