Виват всем вам, дорогие мои шурави!

Актуальное

Первая мировая, вторая (а в её контексте Великая Отечественная) — всё это войны, ареной для которых стала в том числе и наша Родина. Однако горьким эхом в памяти многих сынов Беларуси отзываются и события военного конфликта на территории Демократической Республики Афганистан. Пусть и не на нашей территории, но это та же война, кровопролитная и безжалостная, на которой гибли люди… Спустя 32 года после вывода Советских войск с территории ДРА, свидетели событий 1979-1989 гг. поделились с нами своими воспоминаниями.

Афганистан — страница жизни

Андрей Кравцов родился в Городке. Детство, юность, вот он уже студент Новополоцкого политехнического института. Однако на втором году обучения его призвали в армию. И 19-летнему парню пришлось адаптироваться к жизни в абсолютно других условиях. Курс молодого бойца Андрей Николаевич проходил с одноклассником — Сергеем Пресняковым. Они вместе попали в Тахта-Базарский пограничный отряд, но судьба вскоре развела их.


— В «учебке» нас научили обращаться с оружием, но вот знания по тактике и стратегии пришлось осваивать по ходу, как говорят, — делится собеседник. — Конечно, все были в курсе ситуации, которая в тот период сложилась в ДРА. Так что радужных надежд не питали.
Действительно, чужбина приняла наших солдат не самым радушным образом. Во-первых, другой климат: летом температура повышалась до +40, а зимой держался приличный «минус». Во-вторых, дислоцировался отряд в Карабахе, а жить военным приходилось в землянках, накрытых настилом. Территория, ограждённая колючей проволокой, а рядом — минное поле, и привязки мин никто не знал. Нередко случалось, что животные подрывались на них, а постовые даже убрать туши не могли.
— Как правило, в лоб на нашу базу не нападали. Но так вышло, что рядом находились два кишлака: один — душманский, а другой был под контролем народной власти. Вот между ними стычки редко умолкали, — рассказывает Андрей Кравцов.
Серьёзной проблемой для пустынной местности является отсутствие источников чистой воды. Если таковые всё же обнаруживали, то воду привозили на базу, заливали в специальные «бассейны» вместимостью по 5 т, а после добавляли хлорку и обеззараживающие таблетки.
Туркмены, украинцы, русские, белорусы, узбеки — на войне стираются границы национальностей, вероисповеданий. Есть «свои» и «чужие». Среди солдат всё было просто и ясно, никаких недомолвок, ведь в бою жизнь буквально может зависеть от товарища. Поэтому и старослужащие старались максимально подготовить новоприбывших бойцов. А вот некоторые местные жители остались своего рода пограничным звеном. Их уклад напоминал чем-то первобытнообщинный строй. Они даже дрова на вес продавали. Днём жили мирной жизнью, обрабатывали землю и растили детей, а ночью многие, среди которых были и совсем юные, брали в руки оружие. И, кто знает, кому могла достаться их пуля…
Только по прошествии времени, когда группу передислоцировали из Карабаха, старший сержант командир станкового гранатомёта А.Н. Кравцов написал родным письмо, в котором рассказал, где находится. Но война для наших солдат на этом не закончилась, их отправили в г. Меймене на подмогу одноименной манёвренной группе. Снова новая база дислокации, которую пришлось обустраивать с нуля, и военные будни…
— Наш отряд был последним, который выводили с территории ДРА. Мы пересекали границу 16 февраля 1989 г. в районе Керкинского погранотряда. К тому моменту были заключены определённые договорённости, так что уходили спокойно. Наша задача сводилась к охране дорог и обеспечению безопасного продвижения тем колоннам, которые шли следом, — вспоминает Андрей.
После благополучного возвращения домой он по настоянию родителей окончил учёбу. А дальше жизнь снова пошла по накатанной: работа, семья, рождение сына. Сегодня Андрей Кравцов трудится мастером цеха деревообработки в Городокском лесхозе. Много воды утекло за 32 года, но связь афганцев осталась нерушимой, а дни 15 февраля и 28 мая (День пограничника) для них особенные, горькие и радостные одновременно. Бывшие сослуживцы всегда первыми готовы прийти на помощь друг другу. Эти устои, верность Родине и близким Андрей Николаевич передал и сыну Назару, который является курсантом высшего военного учебного заведения.

По песчаным ДРА дорогам

Василий Швайко — уроженец д. Сельцо, что недалеко от Городка. Окончив Городокский совхоз-техникум, он стоял на пороге самостоятельной взрослой жизни. Но в ноябре 87-го был призван в армию.


— До Москвы мы не знали, куда нас везут. Но по мере удаления от Родины начинали понимать, что это дорога в Афганистан. Да и старослужащие уже стали что-то рассказывать. Но мы ещё не полностью осознавали ситуацию, — делится собеседник. — Да что там говорить, много наших ребят погибли по глупости. Мне рассказывали, что кто-то хотел сделать фото с миномётом, но он выстрелил.
Тахта-Базарский пограничный отряд, рота подвоза. Василий Леонидович был водителем, доставлял топливо в населённые пункты на расстояние до 400 км. Случаев обстрела он вспомнил немало, но останавливать колонну враги не отваживались. Мины также были частой проблемой. Бандиты умудрялись устанавливать их буквально за считанные минуты. Именно поэтому впереди всегда шли сапёры. И до сих пор он с содроганием рассказывает о том, в каких условиях жили афганцы. Они нередко подвергались террору со стороны душманов, которые могли даже русло источника пустить в обход деревни. Жили люди в невысоких мазанках, без удобств и электричества. А ещё они сильно страдали от голода, за зиму могла вымереть половина кишлака.
— Когда мы проезжали по территории кишлака, местные постоянно наблюдали и всё время норовили что-то ухватить. Мальчишка не удержал равновесие и попал под колёса. А его родители предложили закрыть на это глаза за два мешка зерна, — говорит Василий. — Наши нередко передавали местным безвозмездную помощь. Как-то целой колонной привезли им зерно. Но, то ли душманы запретили, то ли ещё что, но люди отказались его забирать. Так и сгнило оно в ту весну.
Как таковой, вывод советских войск Василий Леонидович не описывал. Но рассказал, что перед этим им довели задание — переправить спецтехнику через границу. Около трёх недель они выполняли этот приказ. К слову, за это рядовой Швайко и удостоен медали «За боевые заслуги».
После демобилизации герой нашего материала вернулся в Городок. Трудился крановщиком в ПМК-51, был передовиком производства. С годами профессии не изменил, только теперь работает на КУПП «ГПКиТС». Конечно, время, проведённое в горячей точке, невозможно стереть из памяти. Однако жизнь на этом не заканчивается. Сегодня Василий Швайко — отец двух взрослых дочерей и любящий дедушка для внучки. Вся семья часто собирается за большим столом в доме, который своими руками строил хозяин.

 

Председатель ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Городокского района Виктор Камышов:
— Важно в повседневной суете не забыть о значимых в истории событиях и датах. С 25 декабря 1979 г. наши войска вошли на территорию ДРА. 32 года прошло с момента их вывода… Трое наших земляков вернулись домой в «чёрных тюльпанах» грузом 200. Ещё 23 ветерана ушли из жизни в мирное время.
Уважаемые земляки, приходите 15 февраля в 11.00 к нашему камню, к боевой машине десанта. Помянем минутой молчания тех, кто не с нами.

Афганская пыль

От ввода до выхода в разных местах
Афганскую пыль полной грудью глотали.
Разведка и рейды, жестокость и страх,
Вернуться домой мы живыми мечтали.

В Союзе твердили: несём мы свободу.
Мир, равенство, братство народу добыли!
Землицу — крестьянам, рабочим — заводы.
Но в первом же рейде об этом забыл я.

Теперь говорят нам — всё было иначе.
Отважно сражались с исламским террором.
А кто матерям за погибших заплатит,
Ответит родным за их слёзы и горе?

Баграм, Чарикар, Кандагар, Файзабад.
Повсюду мы с вами душили душманов.
Нальём по сто грамм за ушедших ребят
И вспомним давайте про всё без обмана…
Виктор Камышов. 15.02.2021 г.

 

Страницу подготовила Юлия РУДЯКОВА.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *